Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Интернет пресс-конференция проф. А. Л. Дворкина и прот. А. Новопашина в агентстве РИА-Новости - 31.01.06

online конференции

Секты и сектантство. Актуальная проблема с непростым решением

16:10 31.01.2006 (обновлено: 02:29 07.06.2008)

Вероника Кравчук, Александр Дворкин, Ольга Васильева, отец Александр Новопашин

 

Что такое секты и в чем их зло? Как оградить себя от "лжечудотворцев" и "грабовых"? Как отличить секту от безобидной организации или клуба по интересам? На вопросы посетителей нашего сайта ответили Ольга Юрьевна Васильева – профессор, доктор исторических наук, заведующая кафедрой религиоведения РАГС; Вероника Владимировна Кравчук – доцент кафедры религиоведения РАГС, кандидат философских наук; Александр Леонидович Дворкин - один из лидеров "антисектантского" движения в России и протоиерей Александр Новопашин, который возглавляет информационно консультативный центр по вопросам сектантства.

 

ответы на вопросы

1. Катя Кирюхина: Очень многие сравнивают секты с террористическими организациями. Есть ли у нашего государства какие-нибудь методы борьбы с этими сектами?

Вероника Кравчук: Вопросы противодействия опасным новым религиозным движениям стоят сегодня достаточно остро не только в России, но и за рубежом. К сожалению, действенные механизмы и рычаги поныне отсутствуют. По-прежнему, не отработана надежная методика диагностики способов психонасилия и, следовательно, их юридической квалификации. Нет в правовом поле понятий секта, деструктивный культ. Во Франции в 2000 году был принят закон об уголовной ответственности за манипуляцию сознанием, а министерство внутренних дел разработало ряд критериев, на основе которых ту или иную группу можно при их наличии запретить, а членов привлечь к уголовной ответственности. Но правоприменительной практики нет. Как этот закон будет работать, пока неясно. В силу этого ни в России, ни за рубежом суды не выносили соответствующих решений по таким делам. Трудность в том, что элементы того же насилия имеются во многих традиционных религиях: в Православии, Католичестве, буддизме. Например, институт монашества (безбрачие, нестяжание, послушание, отрыв от социальной среды, ограничение информации, ограничение сна и пищи). Все это делает неуязвимыми религиозные организации, осуществляющие психотеррор в отношении своих адептов. Как доказать, что монашеский постриг является результатом долгого духовного поиска, а уход в секту результатом жесткого психологического воздействия, в простонародье зомбирования. Поэтому вопрос по-прежнему остается открытым.

Александр Дворкин: Я думаю, некорректно сравнивать тоталитарные секты с институтом монашества. Дело в том, что в монастырь приходят люди, которые заранее знают об этой жизни и стремятся к ней. Никаких "сюрпризов" для себя в монастыре они не обнаруживают. Более того, в монастырях существует институт послушничества, в ходе которого человек проверяет, действительно ли он желает жить такой жизнью. Задача же вербовщиков тоталитарных сект - затащить человека в свою организацию прежде, чем он что-либо о ней узнал, то есть человека приглашают в одну организацию, а на деле он оказывается совсем в другой. В этом и состоит принципиальная разница.


2. Полина Соколова, Долгопрудный: Каково сейчас влияние сект в России? Настолько ли это критично и необратимо, как говорите об этом Вы, Александр Леонидович?

Александр Дворкин: Во-первых, я никогда не говорил, что это необратимо. Но, конечно, ситуацию можно назвать достаточно критической. Целый ряд тоталитарных сект стремится занять прочное место в жизни нашего общества и диктовать свои условия для этой жизни. Некоторые секты весьма близки к достижению поставленной цели. В первую очередь речь идет о сектантском движении неопятидесятников, лидеру которого Сергею Ряховскому удалось войти в некоторые консультативные органы при Президенте РФ. Он использует свое положение для дальнейшей агрессивной экспансии неопятидесятнического движения в России.


3. Андрей Золотов, Москва: По каким критериям каждый из уважаемых гостей определит секту и сектантство? Чем секта отличается от "нормального" религиозного сообщества? Надо ли бороться с сектами как таковыми или с сектантством, которое встречается, как мне кажется, и среди традиционных религиозных сообществ, в том числе и в православной среде?

Вероника Кравчук: Говоря о так называемых сектах, идет ли речь о привнесенных или об отечественных новых религиозных движениях, необходимо различать две принципиально не совпадающие категории: классическое сектантство и модификации движения New Age (Нью Эйдж). В современной социологии религии под «сектой» ( с греч. «учение, направление, школа») понимается религиозное объединение, основывающееся на новой (иной, истинной) трактовке неизменного религиозного первоисточника, например, Библии, Корана, Вед и т.д. То, что на языке самой церкви называется «ересью». В России сегодня это и различные варианты православного «обновленчества», и «ваххабизм», и «неопятидесятничество», и неоязычество мордовско-удмуртского типа и т.д.
Тогда как New Age является специфической религиозной волной, порожденной всем ходом научно-технической революции последних полутора сотен лет и представленной сегодня огромным количеством внешне различных модификаций, которые базируются при этом на однотипных глубинных идеях и принципах.
К его признакам обычно относят:
- наличие эклектического вероучения, декларирующего равноценность и генетическое единство всех мировых религий под лозунгом «религий много – Бог один!»,
- декларации о близкогрядущем перерождении Земли, как правило с эволюцией от идей о конце света к новой оптимистической футурологии.
- изменение теоцентрической (в центре - бог) парадигмы на антропоцентрическую (в центре - человек). Человек провозглашается в качестве «потенциального Бога», а вероучение и культовая практика нацелены на раскрытие его «божественных потенций».
- появление феминистского акцента. Женщина провозглашается равной мужчине во всех планах, в том числе в религиозном. Она может являться лидером, основателем, символом движения (Е.Блаватская, Е.Рерих, Мария Дэви и т.д.)
- особое место занимает т.н. «мистический экологизм». Декларируется необходимость «глубинной экологии», основанной на «экологии человеческого духа», как исходной посылки отказа от потребительства, разграбления и уничтожения Земли. Используются элементы неомистического «космизма». В вероучениях появляются «НЛО», «контактерство», «иные миры», «сакральные планеты», как отражение изменения мировоззрения современного человека, эпохи освоения, космоса и кризиса базисных догматических представлений об устройстве мира в предшествующие исторические эпохи (особенно в авраамических религиях).
Характеризуя феномен новой религиозности, хочу сразу оговориться, что из сотен существующих ныне в России новых религиозных движений лишь немногим более десятка представляют угрозу обществу и государству в силу своих антигосударственных и антиобщественных установок. Все остальные существуют как клубы по интересам и не представляют никакой опасности. Поэтому истерия по поводу тоталитарных сект, захлестнувших нашу страну, беспочвенна.
Вопрос надо ли бороться с сектами, на мой взгляд, нужно рассматривать несколько в иной плоскости. Я бы сформулировала это по-иному: «Как сделать традиционные религии конкурентоспособными на рынке религиозных услуг». И здесь нужно говорить и о возобновлении религиозного образования, и о миссионерской работе, о молодежных программах и многом другом, что способствовало бы духовному возрождению нашей страны.

Александр Дворкин: Таких критериев очень много, и сейчас нет времени и возможности их перечислять. Один из таких критериев я привел в предыдущем ответе. Задача проповедника традиционной религии - донести до слушателей содержание своей веры, чтобы они приняли ее сердцем, а затем, изучив, приняли умом, и только после этого они вступают в религиозную организацию. Задача сектантского вербовщика - затащить человека в секту прежде, чем он что-либо о ней узнал, потому что, чем больше он будет о ней знать, тем меньше вероятность, что он когда-нибудь туда пойдет. Другой критерий, и я думаю, очень важный, - это наличие или отсутствие критического мышления. Путь верующего человека - это путь критического осмысления своей веры и, таким образом, возрастания в ней. Ни один сектант не способен критически помыслить о своей организации. Если такие мысли и тем более высказывания у него возникают, он автоматически оказывается вне секты. И это, конечно, вопрос сектантского менталитета, который может присутствовать не только у членов секты, но и у членов любой традиционной религиозной организации. Разница в том, что если в одном случае это система, то в другом воспринимается как сбой, и когда сектанты начинают в оправдание своих практик ссылаться на подобные случаи в традиционных религиях, это можно сравнить с фальшивомонетчиками, которые ссылаются на то, что на монетном дворе при печатании банкнот иногда бывает брак, то есть некорректно сравнивать норму с одной стороны и исключения с другой.

Отец Александр Новопашин: Бороться надо и с самим явлением, и с организацией, если она общественно опасна. Потому что во многих этих организациях совершаются самые настоящие преступления, включая самые тягчайшие из них. Это что касается организации секты. А с сектантским духом необходимо бороться и внутри Православия, и внутри любой традиционной религии. В решениях юбилейного Архиерейского собора Святейший Патриарх Московский всея Руси подчеркивал необходимость изживать такое явление, как младостарчество, как явление, происходящее от перекосов и искажений в духовной жизни и порождающее такие группы, которые по всем критериям попадают под сектантство. Не стоит недооценивать опасность, исходящую от сект. В наш Центр регулярно обращаются люди, пострадавшие от таких организаций: это и лишение собственности, развал семей, угрозы родственниками людей, попавших в секту. Есть масса примеров реальных преступлений, совершаемых членами сект, в том числе и убийства. Если бы позволяло время нашей конференции, я мог бы привести несколько десятков примеров и перечислить более сотни тоталитарных сект, за которыми тянется шлейф безобразных, темных дел. 


4. Нато, Москва: Скажите, пожалуйста, с помощью каких критериев те или иные религиозные организации причисляют к сектам? Например, в СМИ довольно часто организации протестантов совершенно необоснованно называют сектами, а необразованное в этой области население принимает все на веру. А как следствие - религиозная нетерпимость. Как, по Вашему мнению, можно решить эту проблему?

Александр Дворкин: Что касается протестантизма, то, боюсь, в массовом, и в том числе в журналистском сознании присутствует некоторая путаница. Строго говоря, протестантизм - это исторически ограниченное явление, происшедшее в ходе Реформации 16 века. К протестантизму можно отнести лютеранство, кальвинизм (реформатскую и пресвитерианскую церкви) и англиканство. Те деноминации и группы, которые возникали позже, протестантизмом не являются. Их можно назвать как пост-протестантизм, затем как пост-пост-протестантизм и так далее, до седьмой воды на киселе. То, что целый ряд современных сект, в первую очередь неопятидесятники, называют себя протестантами, не должно нас смущать. Дело в том, что каждая религия имеет неотъемлемое право сама определять свои границы. И определение протестантизма, которое я тут привел, это определение самих лютеран. Если мы откажем им в этом праве, то тогда у нас самих не будет права, например, заявлять, что секта "богородичников" (называющих себя православными) не имеет никакого отношения к православию.
И кроме того, в связи с путаницей в употреблении термина "секты" я предлагаю разделять секты "классические" от сект "тоталитарных". Классические секты - это сравнительно небольшие культурно ограниченные религиозные организации, главный смысл существования которых - это противостояние основной религиозной традиции страны. Но вместе с тем, ни в коей мере нельзя сказать, что они социально опасны, эксплуатируют своих последователей, контролируют их сознание, наживаются на них, и т.д. Все эти признаки характерны как раз для тоталитарных сект. К классическим сектам относятся, например, баптисты. Нужно отметить, что, употребляя этот термин, я никак не хочу их обидеть. Это классический термин социологии религии. Можно сказать, что баптисты - это уважаемая христианская секта. Есть и секты, принадлежность которых к той или иной группе определить достаточно сложно, поскольку они по ряду признаков уже не классические, но еще и не тоталитарные. К таким сектам я отнес бы адвентистов седьмого дня и старопятидесятников. Ну а далее следуют уже собственно тоталитарные секты, которыми я и занимаюсь.


5. Зинаида Павловна, Москва: Вопрос Веронике Владимировне и Ольге Юрьевне: какие меры наказания предусмотрены для мошенников-сектантов? Спасибо.

Вероника Кравчук: К сожалению, призвать к уголовной ответственности мошенников от религии не так просто, а зачастую невозможно. Как правило, последователи придерживаются корпоративной этики и не предают огласке те или иные противоправные действия, и даже преступления остаются в тайне. Те, кто вышел из организации в силу страха за свою жизнь и жизнь и здоровье своих близких, предпочитают хранить молчание. В лучшем случае, дают интервью спиной к телекамере. Поэтому доказательственной базы для судебного разбирательства и привлечения к ответственности всегда недостаточно. Не вспомню ни одного случая. Даже в деле с Грабовым вероятность привлечения за мошенничество невелика. Максимум, что можно доказать - факт недобросовестной рекламы. Обещал оживить и не оживил. Но сколько недобросовестной рекламы в день мы поглощаем из газет, телевидения, радио. Здесь я вижу широкое поле для совершенствования нашего законодательства. Увы, пока обнадежить нечем.


6. Игорь, москва: Хотелось бы узнать о действии святой воды.

Отец Александр Новопашин: Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многозначно. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме - воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.
Святитель Феофан Затворник пишет: "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)".
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. "Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему".  Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.


7. Мила, Алчевск: Если есть подозрения, что какое-то объединение является сектой, то куда обращаться и как действовать, чтобы это проверить или направить проверку органов?

Ольга Васильева: В правовом поле РФ не существует понятия "секта". Оно носит чисто религиоведческий характер и означает в переводе с греческого ответвление или часть. В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится о религиозных организациях и религиозных группах, действующих на территории РФ. Что касается проверки органов, то для выяснения, является та или иная организация религиозной, существует институт религиоведческой экспертизы. Однако подобная экспертиза опять-таки не дает определения, секта это или нет, а лишь решает, каков характер этой организации на основании изучения устава и культовой практики.
Если существуют опасения, что какая-либо организация занимается противоправными действиями (мошенничество, проституция, насильственное удержание в группе и т.д.), необходимо обращаться в органы прокуратуры. Однако стоит быть готовым к тому, что доказать факт преступной деятельности будет непросто.


8. Дмитрий: В чем, по-Вашему, отличие лжедуховности от сектантства?

Отец Александр Новопашин: Лжедуховность рождает сектантство. Лжедуховность - это ложная духовность, то есть, можно сказать, недуховность вовсе. Так бывает, например, когда духовный руководитель не имеет Божиего благословения на свою деятельность или, может быть, раньше имел, а потом потерял дар духовничества, потому что уклонился от правильного пути жизни.
Ведь прежде чем преподавать человеку духовную жизнь, нужно самому ее узнать; прежде чем учить исполнению евангельских заповедей, нужно самому научиться их исполнять. Если человек раньше исполнял заповеди, а потом стал нерадив, то и учение его будет таким же, потому что благодать Божия тут же оставляет человека, который не живет по евангельским заповедям. Поэтому лжедуховность - это прелесть, самочиние.
Но виноваты в этом не только сами эти люди, но и те, кто ищет такой духовности. Преподобный Симеон Новый Богослов еще в IX веке писал о том, что лжестарцы и лжедуховники есть потому, что находятся люди, которыми эта лжедуховность востребована.
Человек, который действительно ищет волю Божию, который действительно стремится жить по Евангелию, никогда не удовлетворится учением ложного старца, ни его советами, ни благословениями, но будет искать старца настоящего. Только тогда, когда его найдет, он успокоится. А люди, которые не хотят жить по Евангелию, ищут учителей, которые тешат слух, и им это нравится.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что если новоначальный, по своей неопытности, попадет к ложному старцу и если этот новоначальный сколько-нибудь умен и читает Святых Отцов, то рано или поздно он обязательно поймет, что перед ним лжестарец, и уйдет от него.


9. Надежда, Москва: Почему православные называют священника отцом или батюшкой? Ведь это запрещено Святым Писанием: "никого не называйте отцом".

Отец Александр Новопашин: Психологически понятно желание сектантских проповедников уличить православных в возможно большем числе грехов и нарушений библейских установлений. Среди этих упреков самый страшный – это обвинение православных в том, что они называют священников «отцами» вопреки совершенно вроде бы ясным словам Спасителя: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9).
Такого отношения к этим словам сектантов нет у апостолов и у Самого Христа. Слово «отец» и обращение «отче» они прилагают не только к Богу. Например, в притче Христа о богаче и Лазаре, богач просит Авраама: «отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря… Но Авраам сказал: чадо!..» (Лк. 16, 24-25). Как видим, Авраам приемлет подобное обращение и отвечает соответственно, осмысляя свои отношения со своим дальним потомком в терминах «отец-сын». В другой притче Христа, в притче о блудном сыне, сын обращается к земному отцу: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15, 21). И ниоткуда не видно, чтобы в обоих этих случаях Спаситель осудил детей, зовущих своих предков именем «отец». Да, оба эти чада были «грешниками», но их грех был вовсе не в том, что они назвали отца – отцом.
Апостол Иоанн обращается к своим ученикам – «дети». Встречное окликание, очевидно, было соответственным. Апостол Матфей, пишущий свое Евангелие после того, как он услышал строгие слова Спасителя «никого не называйте отцом на земле», Матфей, в чьем именно Евангелии и приведены эти слова Христа, тем не менее пишет, что Христос встретил Иакова и Иоанна «в лодке с Зеведеем, отцом их» (Мф. 4, 21). Апостол Стефан проповедует Синедриону: «братия и отцы! Послушайте» (Деян. 7, 2). То же обращение встречается у апостола Павла (Деян. 22, 1). И апостол Иоанн его употребляет: «Пишу вам, отцы» (1 Ин. 2, 13). Апостол Петр также знает иных отцов, кроме Небесного: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших» (Деян. 3, 13); «Бог отцов наших воскресил Иисуса» (Деян 5, 30). Если вспомнить еще и увещание апостола Павла: «отцы не раздражайте детей» (Еф. 6, 4), то станет вполне очевидным, что по восприятию апостолов благодатное Богосыновство, дарованное нам Истинным Сыном, не отменяет земного родства, как телесного, так и духовного.
У сектантов нет духовников, нет священников. Может, поэтому они и не знают, какая мучительная и радостная связь устанавливается между духовным учителем и духовником – такая связь, что ее и нельзя выразить иными словами, кроме как – «сын!» и «отец!».
Итак, нет кощунства в именовании священника «батюшкой» и «отцом». Человек должен понимать, что единственный его источник жизни в Боге. Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно лишь Единому Богу. Но можно и нужно чтить то, через что и через кого мы узнаем о Боге и получаем дар жизни. «Богу одному поклоняйся», но – «чти отца и матерь твоих» и, конечно же, не забывай о своем духовном родстве. Никого нельзя понудить обращаться к тому или иному человеку со словом «отец». В православии обращение к священнику «отец» не есть требование церковной дисциплины или вероучения. Это внеуставное, неканоническое, но именно семейное, интимное обращение.


10. Ольга Сухоносова, Москва: Вам не кажется, что когда публично начинают клеймить секты, обличать сектантов, то очень легко в сознании народа возвести над ними ореол мучеников и тем самым сделать секты еще более привлекательными?

Александр Дворкин: Если следовать Вашей логике, то не нужно бороться и против таких социальных явлений, как наркомания, проституция, преступность и прочее.


11. Ибн Хоттаб: По слухам, с членов сект взимаются деньги, либо используется их рабочая сила, что является конечной целью организаторов секты. Можно ли сказать, что если этих моментов нет, то организацию нельзя назвать сектой?

Александр Дворкин: Цель любой тоталитарной секты – это власть и деньги для ее руководства и ближайшего окружения при том, что власть стоит на первом месте, потому что та власть, которую лидер секты получает над своими адептами, несравнима ни с какой другой «внешней» организацией. Ну и, разумеется, власть приносит деньги, а деньги приносят дополнительную власть.


12. Джамшид Бахтияр, Баку: Вам не кажется, что надо бороться с безбожием, тогда и сектантства не станет? А то, что делаете вы, это просто политика. Настоящие религиозные люди просто познали бога и возлюбили его. Их метод борьбы - дать всем другим эту любовь. А вы тратите свое драгоценное время на борьбу с теми, кто, может, с ошибками, но по-своему старается найти Бога и служить Ему. Надо им помочь любя, а не критикой. Только не надо говорить, что ваша критика и борьба опирается на любовь.

Александр Дворкин: Бог создал человека свободным, и это значит, что человек может приходить к Богу только по своему свободному выбору. Любой обман при вовлечении в ту или иную организацию, очевидно, не от Бога. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы помочь человеку сделать свободный выбор. На сам выбор, в отличие от сект, мы не претендуем. Но чем больше у человека информации, тем более он свободен в своем выборе. Это аксиоматично. Мы предоставляем ту информацию о каждой конкретной секте, которую сама секта скрывает от своих потенциальных адептов. Дальше пусть человек думает, сравнивает и выбирает. И делает СВОЙ выбор.


13. Михаил: Где можно найти советы по "вытягиванию" друзей, родственников из сект (в частности из секты Муна)?

Александр Дворкин: Например, у нас на сайте.


14. Марина Четвертакова, Москва: Дочь моих знакомых попала в какую-то секту. Говорит, что к ней там очень хорошо относятся, любят ее, что там добрые и хорошие люди, а сама квартиру свою продала - им отдала, родителей не видит. Говорит, что это очень по-евангельски. Что делать?

Ольга Васильева: Боюсь, что помочь будет сложно, учитывая, что Ваша знакомая вполне счастлива в этой организации. Насильственные методы не дают желаемого результата. К тому же у государства нет правовых оснований для привлечения лидеров группы к ответственности даже в случае обращения пострадавшей стороны. Она дееспособный гражданин, добровольно пожертвовавший свое имущество этой организации, как это происходит в отношении любой другой организации, в том числе традиционной. Единственное, что могу посоветовать родителям, любыми путями поддерживать связь с дочерью. Иногда последователи этих групп, разочаровавшись в духовном лидере, возвращаются к прежней жизни.


15. Настя, Подольск: Что можно считать сектой? Это обязательно что-то связанное с мошенничеством? Нет ли перегибов в определениях сект и просто сообществ людей, объединенных одними интересами?

Александр Дворкин: См. определение секты выше. Мы никогда не называли сектой сообщество людей, объединенных одними интересами.


16. Анастасия Грановская, Москва: Как спасти человека, попавшего в секту? Что ему нужно сказать? Какие аргументы, на ваш взгляд, будут действенны?

Александр Дворкин: Смотрите информацию на нашем сайте.


17. Ирина: Насколько сложно выйти из секты? Какие последствия могут быть у такого поступка?

Александр Дворкин: Секты как раз характеризуются тем, что выйти из них гораздо сложнее, чем попасть. Как говорится, вход рубль, а выход – двадцать. На вас, несомненно, будет оказано серьезное давление, и любой человек выходит из секты с более или менее серьезными потерями, которые зависят от того, как долго вы были в секте, в каком состоянии туда попали, характера самой секты и т.д. При этом, если вы были рядовым членом секты и выдержали это давление, то со стороны секты вашей жизни вряд ли что-нибудь будет угрожать. Если же вышедший занимал в секте сколько-нибудь видную позицию и знаком с ее «внутренней кухней», то опасность может стать реальной. И тут ваша лучшая защита – это гласность. Если то, что вы знаете о секте, уже опубликовано, то бояться вам нечего. Нужно также знать, что большая часть людей в тоталитарных сектах на всю жизнь не остается. Вы в секте до той поры, пока вы можете что-то ей дать. Когда вы отдали ваши финансовые сбережения, ваши силы и здоровье и уже о вас нужно заботиться, секта этого делать не будет. Для нее гораздо легче выкинуть вас на улицу, а на ваше место завербовать нового человека, который будет выполнять вашу работу. И тут, конечно, очень важно вовремя помочь опустошенному, изломанному человеку, который оказался на улице без средств к существованию и без смысла жизни, а к тому же отягощен многочисленными болезнями, как физическими, так и психическими.


18. Дмитрий, Москва: Согласны ли Вы с тем, что введение в программу российских школ предмета "Основы Православной культуры" поможет значительно снизить вероятность попадания подростков в сети тоталитарных сект? Если это так, то почему министр Фурсенко ведет такое противодействие введению этого предмета в нашей Православной стране?

Вероника Кравчук: Введение в школьную программу знаний о религии необходимо. Однако это не должно ущемлять чьих-либо прав. Россия - многонациональое и многоконфессиональное государство, поэтому преподавать надо «Историю религий в России» и как часть этой большой дисциплины - «Основы Православной культуры», учитывая культурообразующую роль Русской Православной Церкви и тот факт, что до 17-го века вся культура в России была религиозной, т.е. православной. Твердо убеждена, что искусственное насаждение знаний только об одной религии грозит повлечь раскол общества еще и по конфессиональному признаку.

Александр Дворкин: Не думаю, что изучение основ православной культуры может как-либо расколоть наше общество. Это доказывает опыт многих европейских государств, где в школах изучают не просто культурологические предметы, а закон Божий той или иной традиционной конфессии, и тем не менее мы не можем сказать, что Германия или Греция расколоты по конфессиональному признаку. А вот во Франции, где закон Божий не изучается, признаки раскола общества гораздо более явственны - вспомним недавние бунты мусульманской молодежи.


19. Дмитрий Новожилов, Клин: Как не стать жертвой сектантов?

Отец Александр Новопашин: Хотел бы поправить – важно не стать жертвой секты, поскольку сектанты сами являются жертвами этих организаций. Важно сохранять трезвомыслие, говоря церковным языком, и «здоровое недоверие». Когда предлагают сразу всё, много и бесплатно, это должно насторожить. Прежде чем идти на различные духовные собрания, на которые так настойчиво приглашает вас уличный зазывала, лучше всего посоветоваться с опытным или знающим человеком. Если вы православный верующий человек, лучше всего посоветоваться со своим духовником или знакомым священником.


20. Павел, Харьков: Верите ли Вы в Бога?

Отец Александр Новопашин: Мы с Александром Леонидовичем веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Ольга Васильева:  Вопрос о вере в бога считаю интимным, так же, как и вопрос о зарплате, но отвечу. Я крещена по православному обряду, но в церковь хожу редко, в силу того, что бог в моем понимании конфессионально не окрашен. К верующим людям отношусь с большим уважением.


21. Лиза: Кто является лакомым куском сект, т.е. какой человек с большей долей вероятности может стать жертвой лжепроповедников?

Александр Дворкин: В секты попадают прежде всего люди, переживающие стрессовое состояние. Когда человек переживает стресс, он гораздо более внушаем. И сектантские вербовщики этим пользуются. Есть люди от природы более внушаемые, есть менее внушаемые, но совсем невнушаемых людей нет. То есть каждому человеку при определенных обстоятельствах, пользуясь определенными методиками, можно навязать свою волю. Также нужно учитывать, что в жизни человека есть стрессовые возрасты. Это, в первую очередь, стресс взросления - примерно 15-20 лет, и стресс середины жизни, то есть предпенсионный возраст и начало жизни пенсионера. Ну а кроме того, стресс вызывают потеря близкого человека, потеря работы, разочарование в том, кому верил, переезд на новое место жительства и прочее.


22. Валентин (православный), Казань: Каковы причины распространения сектантства в нашей стране и за рубежом?

Вероника Кравчук: Причин распространения новых религиозных движений несколько. Они носят как общецивилизационную природу, характерную для всех стран (речь идет о религиозном творчестве на фоне научно-технической революции и процессов глобализации), так и сугубо российские особенности. Прежде всего, крах идеологической системы и возникший после него духовный вакуум, один за другим экономические и политические кризисы, правовой хаос 90-х годов, весьма теплые приемы новоиспеченных зарубежных пророков (Секо Асахара, чета Мунов) лидерами нашего государства (Горбачев, Лобов). Немаловажным фактором стала слабость и утрата миссионерских навыков в традиционных религиях, а также отсутствие социальной защиты людей, пострадавших от этих организаций.
Ольга Васильева: Как правило, адептами новых религиозных движений становятся люди с подвижной психикой, люди, переживающие глубокую душевную травму или стресс, или так называемые вечные «богоискатели», кочующие из одной организации в другую. Социологические исследования показывают, что большинство последователей этих групп - молодежь в возрасте до 30 лет с высшим или незаконченным высшим образованием. В основном это жители крупных городов, индустриальных центров: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Краснодар, регионы Сибири и Дальнего Востока.


23. Екатерина, Краснознаменск Московской области: Здравствуйте. Расскажите о Братце иоанне Самарском (Чурикове) и его последователях. Является ли общество "трезвенников Христовых" сектой и почему? Благодарю.

Отец Александр Новопашин: Безусловно, данная группа является сектой, т.к. имеет свое "вероучение", основанное на искаженном понимании Священного Писания. Секта отвергает одно из самых главных Таинств Православной Церкви - Божественную Евхаристию на основе своей "борьбы" за трезвость.


24. Олейникова Ольга Дмитриевна, Новосибирск: Почему государство не ведёт борьбу с деструктивными культами и тоталитарными сектами? Почему в Новосибирске осуществляют свою крупномасштабную деятельность представители дианетики, а в Москве кришнаиты? Кому это выгодно?

Отец Александр Новопашин: Этот вопрос необходимо задать нашим чиновникам - почему они ничего не делают в ограничении деятельности деструктивных, а зачастую откровенно криминальных сект, таких, как «церковь сайентологии», она же дианетика. Действительно возникает подозрение, что это выгодно определенному кругу людей.


25. Марина, Москва: Возможно, странный вопрос, но почему среди Вас, уважаемые гости, нет представителей иных конфессий, кроме православия? Почему, вместо того, чтоб создать единый и нормальный закон о Свободе совести и очертить в УК круг деяний в этой области, подлежащих наказанию, начинается очередное деление на "правильные" и "неправильные" миропонимания? Как я, атеистка, могу оградить своих детей (8 и 12 лет) от постоянных "заманиваний" их в религию через СМИ (особенно усердствует в этом православие)? Не считайте это вопросом "не по теме", пожалуйста - для меня православие - такая же "секта", как и всякая другая религия.

Александр Дворкин: Если для вас все, что относится к религии, это секта, то почему вы ратуете за присутствие в этом помещении представителей других конфессий? Почему вас тогда вообще беспокоит то, что происходит на нашей конференции? Боюсь, вашим вопросом вы сами выдали себя с головой.


26. Иванов Виктор Петрович, Москва: Расскажите о московской секте пятидесятников. Я верно понимаю, что пятидесятники - это не одно из направлений Православной церкви?

Вероника Кравчук: Пятидесятники - это не секта, а одно из направлений в традиционном протестантизме, существующем в нашей стране не одно столетие. Информацию о вероучении, культовой практике, истории существования в России Вы может почерпнуть из учебников по религиоведению. Можно взять «Историю религий в России» РАГС 2005. Кстати, представители протестантских организаций входят в Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ и наряду с Русской православной церковью и исламом были представлены на инаугурации Президента.
Александр Дворкин:  Во-первых, пятидесятники не имеют отношения к Православной Церкви; во-вторых, речь идет скорее всего о неопятидесятничестве.


27. Сергей, С-Петербург: Христианская вера распалась на пять направлений, это вы знаете: протестанство, католичество, православие, армянская, африканская церковь, те пять направлений дали еще (евангелисты, баптисты, староверы и т.д). Я не говорю, что это плохо или хорошо, но разве это не сектора одного и того же, разве не страдает вера. Иисус открыл людям свойство "да любите друг друга", дал людям принципы - не убий, не предай... Хорошо это или плохо - делить то, чего он не давал? Я не хочу Вас ограничивать своим мышлением. Спасибо!

Александр Дворкин: Боюсь, у Вас не совсем верное представление об истории религии и, в частности, об истории христианства. Советую серьезно переосмыслить источники ваших знаний.


28. Марина Первушина, Милан: Вы считаете опасной секту "Свидетели Иеговы"? Хотелось бы понять, на какие средства она существует. Эта религиозная секта имеет многочисленных членов здесь, в Италии. Они себя активно рекламируют. Боюсь, что и в России они такие же агрессивные.

Александр Дворкин: Свидетели Иеговы, как и другие тоталитарные секты, существуют в первую очередь на обирании своих членов. С нашей точки зрения, свидетелей Иеговы вообще трудно назвать религиозной сектой, это коммерческий культ пирамидального типа, который существует от сверхприбыли от продаж своей печатной и мультимедийной продукции. Те журнальчики, которые вам дарят люди у ваших дверей, на самом деле выкуплены у них различными организациями по цене, в несколько раз превышающей себестоимость. А умножьте это на многомиллионные тиражи журналов, и вы увидите, какие громадные деньги стекаются в центр секты в Бруклине.

Отец Александр Новопашин: Хочу добавить, что это еще и кровавая организация, на совести которой много погибших людей, включая даже младенцев, так как данная организация запрещает своим последователям переливание крови, а ранее практиковался запрет на пересадку органов и вакцинацию.


29. Виктор, Петровск, Саратовской области: Отец Александр, я человек не очень-то чтобы религиозный, однако православие мне дорого, я воспитан на заветах Христовых. Я не отрицаю права на существование и других традиционных религий - ислама, иудаизма и т.д. Как говорил царь Иван Грозный: "У иного все имение отбери, жену, но веру не замай - тогда и Давид побивает Голиафа". И тем не менее мне не понятна, будем так говорить, несколько пассивная позиция Патриархии (имею в виду, "администрации" РПЦ) по, выражаясь прежним языком, пропаганде учения Христова, нацеленной именно на титульную аудиторию и, в первую очередь, на молодежь. Не пора ли начать бить врага его же оружием - усилить пропагандистскую работу на всех конфессионных фронтах, создавать воскресные школы "титульных" религий России. Кстати, исламское духовенство, на мой взгляд, шагнуло в этом плане гораздо дальше православия. Спасибо.

Отец Александр Новопашин: Спасибо за Ваше беспокойство о проповеди Православия, но милостию Божией Воскресные школы, высшие духовные учебные заведения, миссионерские проекты в Русской Православной Церкви действуют и осуществляются уже немало времени.
Александр Дворкин: Я не помню такой цитаты из Ивана Грозного, но в любом случае он не тот герой, которого следует цитировать в сообщении о поддержке Православия.


30. Тиманин Е.Д., Москва: О. Александр, рассказывают, что вы чуть ли не стулом по голове дали Грабовому! Может быть, это единственный действенный метод против таких людей? Но как же быть тогда с христианским поведением?

Отец Александр Новопашин: К сожалению, данный метод малоэффективен, иначе сектантов давно уже не было бы на территории нашего многострадального Отечества. На самом деле, никого я стулом по голове не бил, а Грабовой, как подлинный трус, прятался от нас во время своего приезда в Новосибирск. Мы же предпочитаем противостоять лжеучению распространением достоверной информации о деструктивных культах.


31. Александр, Москва: Что есть истина? В чем смысл жизни?

Отец Александр Новопашин: Истина есть Христос. А смысл жизни - в стяжании Духа Святаго, так как только в этом случае мы можем надеяться на спасение своей бессмертной души.


32. Дмитрий, Москва: Думаю, что секты используют глухих и других людей с ограниченными физическими возможностями для поднятия общественного престижа и значимости. Это им неплохо удается. Не пора ли принять контрмеры в отношении сект: организовать миссионерское служение глухим и другим людям с ограниченными физическими возможностями? Но не путать с социальным служением глухим, они в нем не нуждаются, им более интересно миссионерство. Хорошо было бы, если вопрос будет обсужден на высоком уровне.

Отец Александр Новопашин: В Русской Православной Церкви работа с глухонемыми ведется. В нашей Епархии действует Православный храм, в котором совершаются богослужения с сурдопереводом. Мне известно, что и в других епархиях такие храмы есть. Мало того, в последнее десятилетие создан был богослужебный язык для глухонемых.


33. Иван, Долгопрудный: Здравствуйте, на физтехе сейчас орудует секта UBF (университетское библейское содружество), поясните, пожалуйста, на этом примере, как можно самим бороться с деструктивными сектами, особенно если информация об их деструктивности не общедоступна :) Существуют ли какие-то законные механизмы? Спасибо.

Александр Дворкин: Мне про эту секту ничего не известно. Напишите нам по электронной почте, разберемся.


34. Любовь, Москва: Церковь сайентологии Хаббарда - что она из себя представляет: секту или серьезное философское направление?

Александр Дворкин: Сайентология Хаббарда, она же дианетика, и пр. - одна из наиболее опасных и деструктивных тоталитарных сект. И с этим мнением согласны практически все сколько-нибудь независимо мыслящие люди.


35. Ирина: Почему не закрываются секты? Если их нельзя закрыть по закону, то можно ведь вести активную кампанию против них, рассказывать людям везде и постоянно открыто об их вреде. Я сама сильно пострадала от секты дхарма кальки. Честно говоря, это ужасная, пагубная секта, очень сильно вредящая людям. Какие меры предпринимаются для ее закрытия?

Александр Дворкин: К сожалению, в нашей стране нет законодательного механизма для закрытия сект. Что касается распространения информации об их вреде, то этим мы как раз и занимаемся. Секту "дхарма кальки", от которой Вы пострадали, мы знаем и также стараемся рассказывать людям о вреде, который она наносит.


36. Александр, Новосибирск: Здравствуйте! Мне кажется, что развитие сектанства происходит из-за некоторой закрытости в православной церкви в целом. Отсюда соблазн и привлекательность для других конфессий и сект. В разных городах мира можно зайти в храм и посмотреть, полюбоваться, просто постоять. Никто никогда не прогонит, старушки не накричат , все будет спокойно и достойно. В православных храмах это невозможно, женщину в брюках ортодоксальные бабульки просто вышвырнут из храма с такими словами, что она никогда больше не вернётся.

Отец Александр Новопашин: Действительно, один недостойный священник может нанести больше вреда, чем тысячи сектантов. Один недостойный православный своим поведением может оттолкнуть от церкви, а именно - от пути спасения, сотни невоцерковленных людей. К сожалению, такая болезнь, как грубое отношение к новопришедшим в храм, существует, с этим мы стараемся бороться, об этой беде неоднократно говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Если Вы были обижены кем-то из подобных православных, приношу Вам искренние извинения.


37. Иван Андреев, Москва: Почему вы называете "кочетковцев" сектой? Ведь братья и сестры этой общины ходят в церкви МП, причащаются Святых Христовых тайн в православных церквах, исповедуются у православных священников? Получается нелюбовь к единоверцам какая то...

Александр Дворкин: Дело в том, что в общине священника Георгия Кочеткова присутствует тот самый сектантский дух, о котором мы говорили выше. Члены общины ощущают себя элитарной группой, которая намного выше и лучше всей остальной церкви, и противопоставляют себя ей. Более того, в системе "катехизации", используемой священником Кочетковым, присутствует целый ряд техник, которые иначе, как контролированием сознания, не назовешь, и это не может не внушать беспокойства болеющим за Церковь людям. Но, конечно, кочетковская община, к сожалению, не единственное сектоподобное образование в Православной Церкви. К ним можно отнести ряд групп, озабоченных проблемой ИНН, канонизацией Ивана Грозного и Распутина, а также и общину священника Анатолия Гармаева. Также мы много говорили об опасности, которую представляет собой община, сложившаяся вокруг монастыря в селе Кузнецово Ивановской области.


38. Павел: Отец Александр, правда ли, что в Православном братстве при вашем храме происходил раскол? Чем он был вызван?

Отец Александр Новопашин: Слава Богу, в нашем Братстве раскола не было. Это утка желтой прессы. На самом деле несколько человек были ИСКЛЮЧЕНЫ из Братства за искажение Православного вероучения.


39. Елена, Владивосток: Я живу в г. Владивостоке, и здесь, как и во многих городах России, существует приход церкви Иисуса Христа святых последних дней, а попросту мормонов. Каково ваше отношение к данной конфессии, и относите ли вы её к разряду сект?

Александр Дворкин: Мормоны – это одна из известных тоталитарных сект.


40. Татьяна Бондарь, г.Кировск, Мурманской обл.: Как Вы относитесь к критике в свой адрес? В иркутской газете я читала такие оскорбления в Ваш адрес и в адрес диакона А.Кураева, включающие слова о том, что вы - лучшие друзья, действуете заодно. Надо сказать, что этот "труд" был написан представителем местного общества Рерихов. Ну о.Андрей, понятно, он своим Сатанизмом для интеллигенции им сильно насолил. А чем так обозлили их Вы? В числе прочих нападок на Вас фигурировал "отзыв" из МГУ, где Вас якобы брали преподавать, но продолжать договор не стали ввиду отсутствия должного уровня квалификации. Что это за история? Заранее спасибо, очень хорошо, что хоть кто-то есть, кто занимается проблемами сект.

Александр Дворкин: К критике в свой адрес я отношусь спокойно. Что же касается "отзыва из МГУ", о котором Вы говорите, это фальшивка, распространяемая сайентологами. Декан факультета журналистики Засурский, чья подпись стоит под этим документом, дал моему адвокату официальный ответ, что этого документа он никогда не видел, что все реквизиты его не соответствуют действительным, то есть речь идет о фальшивом документе.


41. Александр, Москва: Как вы относитесь к психотренингам личностного роста? Я знаю тренинг "Аватар" в Москве, но таких тренингов по стране уже много, и хотя названия могут отличаться, сценарий у них соблюдается, порой, слово в слово.

Александр Дворкин: Психотренинги личностного роста относятся к подразделению тоталитарных сект, которые являются психокультами. "Аватар" - одно из ответвлений самого известного психокульта, который называется "лайфспринг".


42. Любовь Григорьевна, Украина: Как реагировать на то, когда в дверь стучатся различные "евангелисты" и заводят разговоры о Библии? Вступать ли в дискуссии? Может быть, попытаться вернуть их в лоно церкви, или этим должны заниматься не простые люди?

Ольга Васильева: Как правило, говорить с этими людьми сложно. Скорее это выглядит как монолог. Вас не слушают, а стараются убедить придти на собрание или взять литературу или пожертвовать деньги на какую-нибудь акцию. Если у Вас есть время, Вы хорошо знаете Библию и уверены, что сможете противостоять натиску, вступайте в дискуссию, но помните, конечной целью любого проповедника является Ваше вхождение в организацию. Для него это божественная заповедь «Идите и научите все народы». Переубедить его вряд ли удастся, поэтому лучше вежливо отказаться от беседы.


43. Наталья: Какие конфессии относятся не к сектантским?

Вероника Кравчук: Традиционными в нашей стране принято считать религиозные образования, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса или общности людей. Эти религии возрождаются и развиваются в рамках этнических или государственных границ, они глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, мифологии, типе и способе мышления, культуре, психологии. К ним относятся христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Завершающее слово:
Вероника Кравчук: Большое спасибо за интерес к данной теме, а также за вопросы, которые поступили на конференцию.

Ольга Васильева: По всем вопросам, возникающим у вас о сектах и сектантстве, вы можете обращаться на кафедру религиоведения РАГС. Мы постараемся вам помочь.

Отец Александр Новопашин: Мы получили возможность широко оповестить о той опасности, которая подстерегает наших сограждан ежедневно у порога вашей квартиры или в переходе метро. Помните, что "...противник ваш диавол ходит, аки рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Пётр, 5, 8). Сердечно благодарю организаторов конференции за предоставленные возможности. Спаси вас Христос.

Александр Дворкин: Спасибо за ваши вопросы. Давайте общаться и дальше, желаю всем, чтобы никого не постигла та беда, об опасности которой мы сейчас говорили в течение двух часов.


РИА Новости http://ria.ru/online/20060131/43262498.html#ixzz2mKm9VKlQ

 

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы