Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Митрополит Иларион: Если вы не умеете отличить Церковь от секты, какой же вы религиовед? - 26.06.16

Митрополит Волоколамский Иларион, выступая в передаче «Церковь и мир», сказал:

«Несколько дней назад приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был создан первый в истории России диссертационный совет по теологии. Совет позволяет ученым-богословам защищать свои научные диссертации и получать признаваемые государством степени кандидата и доктора по специальности «теология». Это решение – плод многолетних усилий Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий Российской Федерации по признанию богословия наукой, равной в правах с другими гуманитарными науками.

Диссертационный совет, который недавно создан, является моноконфессиональным. Не сомневаюсь: наш диссовет первый, но, конечно, не последний. Диссертационные советы, которые будут создаваться дальше, тоже будут моноконфессиональными.

Хотел бы пояснить, что Министерство образования, конечно, не создает диссовет той или иной конфессии, все его члены подбираются исключительно по научным критериям – количество публикаций, специализация в той или иной области. Но было бы странным видеть, как в одном диссертационном совете православный священнослужитель, раввин, исламский муфтий вместе слушали защиту диссертации по, допустим, богословию Отцов Церкви IV века. На практике получается, что диссоветы будут объединять людей одного направления и, соответственно, одной конфессиональной принадлежности.

Однако создаваемый в системе Высшей аттестационной комиссии экспертный совет, который должен будет утверждать решения диссоветов, уже будет поликонфессиональным. Он должен быть «зонтичной структурой», под которой развиваются эти диссертационные советы.

Преподавание теологии в светских учебных заведениях нашей страны – это в каком-то смысле вопрос национальной безопасности. Потому что мы видим, к сожалению, что в мире сегодня существуют силы, которые пытаются использовать религию для дестабилизации общества, для совершения террористических актов и вовлечения молодых людей в террористические организации.

В наше время светские специалисты и средства массовой информации много говорят о религиозном – например, исламском – терроризме. Мы же всегда напоминаем: религиозного терроризма не бывает, но может быть терроризм под религиозными лозунгами. Поэтому для того, чтобы люди понимали, что такое ислам, а что такое псевдоислам, что такое христианство, а что – антихристианство, чтобы люди понимали, где грань между Церковью и сектой, очень важно, чтобы изучалась теология.

Преподавание теологии должно способствовать лучшему взаимопониманию между конфессиями. Каждому студенту, который изучает эти программы, а они должны иметь общеобразовательную направленность и изучаться не только на факультетах теологии, нужно хорошо знать, во-первых, свою традицию, а во-вторых – религиозную традицию своих соседей.

Многие сейчас говорят о том, что все религии учат любви, способствуют миру, тем не менее, мы видим, что религиозный фактор постоянно используется для совершения террористических актов. Мы знаем о случаях, когда молодых людей совращают псевдорелигиозной идеологией, под видом религиозной традиции подавая нечто совсем другое. Здесь, конечно, определенную помощь нам могут оказать религиоведы, потому что религиоведение как наука, которая изучает религиозные традиции со стороны, может помочь в некоторых случаях и самим религиозным конфессиям взглянуть на себя со стороны.

Но только очень важно, чтобы религиоведение было профессиональным, чтобы, например, религиовед умел отличать Церковь от секты. Я недавно столкнулся в диалоге с религиоведом, который сказал примерно следующее: «Для нас все равно, что Церковь, что ислам или сатанизм, или секта. Это все религиозные традиции, только разные». Я ему ответил примерно следующее: «Думаю, что Вы очень серьезно заблуждаетесь. Например, можете быть верующим или неверующим, но вряд ли захотите, чтобы ваш сын или дочь попали в сатанинскую секту или террористическую организацию, а значит, это то, что нас с вами объединяет. Если вы не умеете отличить Церковь от секты, то какой же вы тогда религиовед?»

Думаю, что диалог между религиоведением и теологией очень важен. Такой диалог существует, но он еще не набрал полную силу. Если мы говорим о национальной безопасности, то все без исключения должны понимать, в чем опасность деструктивных сект, в чем опасность неправильного, искаженного толкования религиозных текстов. И это должно быть общей задачей как теологов, так и религиоведов».

16:56   23.06.2016

REGIONS.RU   http://regions.ru/news/2583180/

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.