Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-905-709-23-14 (9:00-20:00)
 

Технологии среды интернет как активные средства для вербовочной деятельности деструктивных культов - 08.11.13

Алексей Александрович Воат, канд. философ. наук, преподаватель кафедры истории и управления инновационным развитием молодёжи РГУФКСиТ, преподаватель кафедры теологии ПСТГУ


Современная реклама деструктивных культов в сети интернет создает новый особый продукт – многокомплексную знаковую систему, воздействующую на человека практически через все основные каналы восприятия.

Сетевые масс-медиа способствуют значительному изменению рекламных продуктов и появлению стиля «он-лайн». Существует несколько видов сетевой рекламы, которую активно используют тоталитарные секты; самым распространенным из них на данный момент является баннерная реклама, которая представляет собой картинки, размещенные на страницах сайтов. Эти изображения бывают различных размеров и расширений, которые созданы с использованием «flash» - технологий векторной графики. Баннеры также могут содержать звуковые, анимационные и видеоэффекты, усиливающие впечатление от увиденного. Более дешевым видом интернет – рекламы является контекстная реклама, или, как ее еще называют, текстовые ссылки. Ее, так же как и баннерную рекламу, чаще всего размещают на тематических сайтах и сайтах с высокой посещаемостью. Контекстная реклама дешевле, чем баннерная, но, несмотря на это, откликов аудитории на такой вид рекламы зачастую гораздо больше.

По каналам передачи в интернете основные рекламные техники, которые используют деструктивные культы, разделяются на прямые и скрытые.

К главным прямым рекламным вербовочным средствам относятся:

·        основные сайты деструктивных культов;

·        видеоканалы сект;

·        он-лайн-трансляции собраний;

·        баннерная реклама (картинки и баннеры, содержащие звуковые, анимационные и видеоэффекты, усиливающие впечатление от увиденного);

·        сектантские рекламные ролики;

·        спам (как почтовый, так и адресный (почтовые серверы, ICQ, агент, соц. сети)), адресная рассылка которого происходит на основании сегментации клиентоориентированных баз;

·        сектантские семинары, конференции и служения в режиме он-лайн;

·        сектантская вербовочная деятельность через скайп, ovvo, и другие программы.

Среди скрытых рекламных средств и интернет-техник, которые активно применяют деструктивные культы, выделяют следующие:

·  контекстная реклама сект;

·  «чистка» поисковиков сектами, изменение рейтинга сайтов в поисковых системах;

·  создание новостного и информационного повода в среде интернет;

·  прикрывающие организации и их вербовочные сайты (например, империя сайентология в своем составе имеет много дочерних организаций, которые прямо не указывают на свою принадлежность к ней, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых адептов в секту и сбор денежных средств для нее («Прикладное образование», «Нарконон», «Криминон», «Дорога к счастью» и др.));

·использование почтовых ресурсов Google и Яндекс для ведения сектантской деятельности, создание на их основе файловых хранилищ и баз сект.

Следующей активно используемой площадкой для вербовки в тоталитарные секты в среде интернет являются социальные сети, в которых применяются следующие техники:

·  создание сектантских групп;

·  прямая реклама и приглашения на различные вербовочные события;

·  спам-рассылка;

·  вирусный маркетинг (WOM-технологии) по различным схемам (с использованием яркого аудио- и видеоконтента);

·  вербовка через группы «по интересам»;

·  блоггинг (создание трансформированного общественного мнения при помощи написания заказных статей, комментариев в блогах от множества «купленных» пользователей или активных адептов. В результате до целевой аудитории доводится заведомо ложная информация. Широко известны такие методы, как создание тематических блогов в социальных сетях, размещение комментариев на чужих блогах, «любительского» видео на «YouTube», а также других сервисах, предоставляющих услуги хостинга видеоматериалов).

Одним из самых  эффективных методов современных электронных технологий СМИ, активно применяемых современными тоталитарными сектами, является WOM (Word of mouth), так называемое «сарафанное радио». Уделим данному методу особенное внимание.

WOM — это способ передачи информации в процессе личного общения: рекомендации, советы, оценки и т. п. Это может быть разговор (в том числе — телефонный), обмен SMS и e-mail, диалог в чате, соц. сетях или ICQ, обмен мнениями в комментариях блога, на форуме или доске сообщений.

Технологии «сарафанного радио» – идеальный вариант для рекламы, так как люди охотно верят своим знакомым и больше доверяют мнению, высказанному в личном общении, нежели СМИ и средствам прямой рекламы. Однако такую доверчивость очень успешно используют сектанты-вербовщики. Почему? Ответ очевиден: традиционные медиа-каналы перегружены рекламой, современная аудитория стала лучше разбираться в маркетинговых приемах и стала циничной. «Расцвели» новые технологии персональных коммуникаций, такие как блоги, форумы, ICQ, SMS, которые во многом заменили стандартные СМИ и оттянули на себя доверие и внимание целевой аудитории потенциальных жертв.

Современные WOM-технологии представляют собой целый комплекс средств, который включает следующие техники:

·        распространение слухов;

·         блоггинг;

·         вирусный маркетинг;

·         группы поддержки (grassroots);

·         спонсорство;

·         «посольские» программы (ambassador program; миссионерская активность нанятых знаменитостей);

·        техника высказывания мнения знаменитостей (в том числе, через социальные сети в интернете): сообщение передается через ключевые фигуры, имеющие авторитет в определенном сегменте целевой аудитории;

·        видео, которое не попадает в рекламную ТВ-ротацию по соображениям цензуры;

·        агенты влияния в форумах и блогах «социальных сетей»[1].

В вирусном маркетинге различные деструктивные культы создают яркий и креативный видеоконтент, который затем распространяется в социальных сетях, на популярных видеохостингах, порталах и т.п. Ролики, тексты и другая вирусная информация также передается между пользователями в виде рекомендуемых ссылок, в результате чего информация ассоциируется скорее с досугом, нежели с навязанным рекламным обращением и приглашением на вербовочное мероприятие.

Яркая оригинальная реклама всегда имеет определенное воздействие на людей. Она не только запоминается, но и заставляет о себе говорить, ее цитируют, распространяют. Мультимедийные продукты, включающие в себя различные тексты, картинки, видеофрагменты и звук охотно распространяются в сети интернет, вирусный проект пользователи  смотрят по собственному желанию и зачастую с большим интересом. Конверсия (процент людей, которые после просмотра рекламного обращения переходят на сайт-ссылку), у баннеров составляет до 0,5%, а  вирусные проекты дают от 7 до 26%[2]. И, поэтому, данную рекламную технику активно используют в своей вербовочной деятельности многие тоталитарные секты.

В целом, основные задачи рекламного воздействия деструктивных культов сводятся к подавлению, изменению, а затем и разрушению существующих в сознании жертвы тех представлений, понятий и убеждений, которые не угодны секте, а также к внедрению и закреплению желательных и полезных для сектантов взглядов, установок, мнений и представлений. 



[1] Керби Д., Марсден П. Маркетинг «из уст в уста»: вирусный, «сарафанный» и маркетинг разговоров. – М.: Вершина, 2007.

[2] См. Ольшевский А.С., Ольшевская А.С. Негативные PR-технологии. – М.: Инфра-М, 2004.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.



Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы