В Калининграде действует 30 больших сект и сотня маленьких - 10.03.14
По словам Дворкина, в сегодняшних сектах не обязательно присутствует религиозный элемент, и это еще больше сбивает непосвященных с толку.
Фото: из архива "КП"
Профессор Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин ответил на вопросы «Комсомолки»
ПИРАМИДЫ ТОЖЕ ОПАСНЫ
— Цель вашего приезда – профилактика сектантства в регионе. А что, в Калининграде активно ведут работу сектанты? Так вроде и не скажешь.
— Да, секты работают активно. Многие организации, которые вы, возможно, не воспринимаете как секты, таковыми являются. Все знают о «Свидетелях Иеговы» и сталкиваются с ними. Но сейчас в Калининграде, например, под несколькими прикрытиями весьма активно развивается и действует очень неприятная сайентологическая секта. Развивается нативистское неоязыческое движение. Название это происходит от латинского «nativus» – родной. Они проповедуют возрождение дохристианских верований в России. У вас действуют анастасийцы, виссарионовцы, мормоны, муниты, кришнаиты. Еще есть «Сахаджа-йога», «Искусство жизни» – это известнее псевдо индуистские секты, на которые поступают жалобы о разрушении судеб и семей.
— Долго можете перечислять?
— Да. В Калининградской области действует не меньше трех десятков крупных и известных сект. Количество мелких сект – еще несколько десятков, а возможно и около сотни.
Есть два быстро развивающихся направления в сектантстве. Первое - это так называемые «психокульты» – секты, действующие под видом тренингов и семинаров. Например, тренинг личностного роста и развития внутренних свойств и качеств. Второе – «коммерческие культы» – секты, которые действуют как организации многоуровневого маркетинга, или, попросту, пирамиды. Люди часто не воспринимают их как секту, потому что они не религиозные. Но современные тоталитарные секты – совсем не обязательно религиозные организации, т. е. наличие религиозной компоненты не является обязательным в определении сектантского характера организации.
По сравнению с другими городами России в Калининграде показатель активности сект средний, но достаточно неприятный. Секты всегда связаны с тем, что страдают люди, есть проблемы и трагедии, есть жалобы от пострадавших.
— А что вы считаете сектой?
— Секты классические не несут социальной опасности и наши отношения с ними – это вопрос межрелигиозного диспута. Я занимаюсь тоталитарными сектами. Это особого рода авторитарная организация, смысл существования которой – власть и деньги для руководства и ближайшего окружения. Характерны особенности: обман при вербовке, манипуляция сознанием своих членов, регламентация всех аспектов их жизни, их эксплуатация и обожествление или абсолютизация лидера и организации.
— Какая в Калининградской области самая большая секта?
— «Свидетели Иеговы» - самые многочисленные, но благодаря антисектанской работе их активность в вашем регионе значительно понизилась последнее время. Зато повысилась активность сайентологов и ряда других сект. Но цифр нет ни у кого – никто не ведет целенаправленного мониторинга.
— В Калининграде и в советские годы были секты или это плоды 90-х годов?
— В советское время все было запрещено и те немногие секты, которые существовали, были в глубоком подполье и не высовывались. Но они были, несколько сект действовало. Даже несколько зарубежных сект имели неофициальные представительства, которые выжидали момента. Потом пришли 90-е годы и полный беспредел, когда подавляющее большинство сект, которые действовали на территории страны и в Калининградской области в частности, были по большей части зарубежного происхождения. Те же сайентологи, муниты, кришнаиты, Шри Чинмой, Саи Баба. Они происходили из разных стран, в основном из Америки, но и из европейских стран. Были секты из Японии – «Аум Синрике», из Китая – «Фалуньгун». Последняя существует и поныне, «Аум Синрике» после судебного запрета в весьма сокращенном составе перешло на подпольное существование.
Сегодня по большей части половина действующих сект – это секты отечественного происхождения.
«МНЕ ЧАСТО УГРОЖАЮТ»
— Разве у человека нет свободы выбора? Хочет – будет православным, не хочет – пусть изучает нетрадиционные религии.
— У человека есть свобода выбора. Но особенность сект в том, что они не дают реализовывать эту свободу. Настоящая свобода невозможна без полноты информации, а секты не предоставляют полную информацию о себе. В секту не приходят - туда приводят через обман, сокрытие информации и недобросовестную рекламу. Секта многое скрывает.
|
Борьбой с подпольными организациями Александр Дворкин занимается уже 22 года. Фото: Александр Катеруша |
|
— Например?
— Не рассказывает, во что она действительно верит и что произойдет, когда человек попадет в секту, каким образом он должен изменить свою жизнь, от чего он должен будет отказаться, с чем расстаться, что он должен будет принять взамен и так далее. Это вначале есть хорошая рекламная картинка, но на деле все по-другому. Это грубое нарушение свободы выбора человека. Моя задача – дать человеку информацию, и пусть он сам потом делает собственный выбор.
— Что он может потерять? Вы об этих случаях, когда люди переписывают на кого-то свои машины и квартиры с дачами?
— Материальные потери в секте это самое малое, что человек может потерять. Главное, он теряет свою свободу, часто утрачивает семью, близких и друзей. Он разрывает все связи и становится послушным орудием в руках секты. Он отдает секте долгие годы, а когда оказывается вне нее, то остается один – без окружения, без профессии, без здоровья и квартиры, часто с тяжелыми душевными повреждениями.
— Руководители сект о вас, конечно, знают. Вы с ними общаетесь?
— Уже давно перестали со мной общаться. Я для них главный враг.
— Я читал – были слухи, что вас убили.
— Да, было такое. Существует несколько антидворкинских сайтов – не меньше десятка. Их создатели это в основном сайентологи, но действующие в сотрудничестве с другими сектами. Против меня постоянно возбуждают судебные иски и идет клеветническая кампания, сектанты пишут жалобы в разные инстанции. Мне часто угрожают. Это письма, звонки, запугивание и визиты в квартиру, ночные звонки в домофон. Но сейчас сектантам не выгодно применять в отношении меня каких-то насильственных действий, потому что это против них же и сыграет. Я слишком публичная фигура, так что речь идет скорее о психологическом давлении.
«Я ОТКАЗАЛСЯ ОТ КАРЬЕРЫ»
— У вас интересная биография. Будучи в Советском Союзе вы стали хиппи…
— Стал, потому что мне показалось, что это островок свободы в сером однообразном существовании в Советском Союзе. Я видел в этом выход и возможность вырваться к настоящей свободе.
— А в комсомоле вы состояли при этом?
— Когда я оканчивал школу, мама умолила меня вступить в комсомол, чтобы поступить в институт. Хиппи я стал уже, будучи студентом. Но как только меня выгнали из института, я сдал комсомольский билет, с радостью от него избавился. Выгнали, кстати именно за то, что я был хиппи.
— А как удавалось совмещать длинные волосы и «неправильные» взгляды с одной стороны и коммунистические идеалы и общественные нормы с другой?
— Коммунистических идеалов у меня не было, а нормы я не соблюдал. Я не считал себя борцом с системой. У меня была идея, что я живу не по лжи, не притворяюсь, что мне система нравится, не голосую. Даже написал анонимное обращение хиппи к советскому правительству с посылом «Мы вас не трогаем и вы нас не трогайте». Я отказался от карьеры, работал на самых простых работах. Санитаром в отделе травматической реанимации, например. Это самый социальный низ, но зато я видел, что приношу реальную пользу людям.
— Как вы оказались в Штатах?
— После того, как меня отчислили, я был в свободном плавании два года, прежде чем мне настоятельно порекомендовали эмигрировать. Сделало это КГБ. По их мнению, я занимался не тем, чем надо. Я был в таких кругах, с которыми они боролись. Был момент - меня в очередной раз арестовали, и очередной раз побили милиционеры, потом отвели в соседнюю комнату, где сидели два корректных человека в штатском. Они не орали и не били, а просто сказали, что у меня есть два пути: либо добровольно уехать на Запад, либо недобровольно на Восток. Это был недвусмысленный намек, которым я воспользовался. Я уехал в Америку с тем, чтобы быть настоящим хиппи. Вышло так, что в итоге я разочаровался в движении хиппи. В Америке я крестился, пришел в Церковь.
— Кстати, где хиппи, там и марихуана. Как с этим было в Советском Союзе?
— Плохо, потому что, в конце концов, наркотики все развалили. Того братства и идеализма уже не было, начались наркотики, они, вместе с их ложью, стали главным в жизни хиппи. В этом смысле эмиграция спасла мне жизнь, потому что большей части из моих тогдашних друзей уже нет в живых. Живы только те, кто, как и я крестились и стали членами Церкви.
http://www.kp.ru/daily/26203.4/3089128/
Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!
Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.
Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!
Заранее - огромное спасибо!
А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского
Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы