Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Митрополит Константин выступил с докладом в Санкт-Петербурге на Всероссийской конференции «Традиционные религии – за сильную Россию» - 09.12.16

Митрополит Константин выступил с докладом   в Санкт-Петербурге на Всероссийской  конференции «Традиционные религии – за сильную Россию»

Организаторами форума выступили Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона при поддержке Администрации губернатора Санкт-Петербурга. Соорганизаторы мероприятия: Санкт-Петербургская митрополия, Еврейская религиозная община Санкт-Петербурга, Буддийский дацан, Армянская апостольская церковь, Комитет по межнациональным отношениям и миграционной политике в Санкт-Петербурге, Отдел по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга, Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, АНО «Центр этнорелигиозных исследований».

В мероприятии приняли участие представители традиционных религий России, ученые, политические и общественные деятели.

Муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Равиль Хазрат Панчеев, открывая конференцию, отметил, что россияне, независимо от вероисповедания, национальности и политических взглядов, имеют общую судьбу и общее будущее, и объединены любовью к своему Отечеству, что позволяет им побеждать любых врагов и преодолевать трудности. Санкт-Петербург сложился как многонациональный и многоконфессиональный город. Он имеет особую ауру, особый менталитет. Муфтий высказался о необходимости воспитания чувства гражданской ответственности, патриотизма, ощущения сопричастности к истории Отечества и уважения к государственным праздникам. Россия, считает Равиль хазрат Панчеев, - страна, любимая Богом, именно поэтому она непобедима. Только неверующий человек способен стать послушным орудием злых сил и объектом для манипуляций, уверен муфтий.

Затем прозвучали приветствия участникам и гостям конференции.

Митрополит Константин выступил с докладом в Санкт-Петербурге на Всероссийской конференции «Традиционные религии – за сильную Россию»

Приветственный адрес полномочного представителя Президента России в Северо-Западном федеральном округе Николая Цуканова огласила его заместитель Любовь Совершаева. В документе отмечается, что в настоящее время осуществляется беспрецедентное давление на Россию, вводятся антироссийские санкции, фактически против нашей страны ведется информационная война. Представители традиционных религий ставят преданность России и необходимость ее защиты выше богословских разночтений, заявил полпред.

От себя Любовь Совершаева отметила, что между традиционными религиями и государством сложилось плодотворное сотрудничество в сфере противодействия псевдорелигиозному экстремизму и продвижения «Основ религиозных культур и светской этики» в школе. Она отметила большую роль традиционных религий в формировании личности, способной противостоять псевдорелигиозному экстремизму.

Митрополит Константин выступил с докладом на тему «Традиционные религии за безопасность общества».

«Уважаемое собрание! Уважаемый господин муфтий, председатель духовного управления мусульман Санкт – Петербурга и Северо – Западного региона России, поздравляю Вас с днем рождения и благодарю за приглашение выступить с докладом на этой всероссийской конференции.

-События, происходящие сегодня в мире, однозначно указывают на огромную роль религии в современном обществе. Ведь именно религия, будучи связанной с нравственными основами существования человека, является ядром смысложизненных ориентаций и личности, и культуры народа. От религиозных убеждений отдельных социальных общностей или даже отдельно взятых людей зачастую зависят судьбы наций и государств.

Основные причины, обусловливающие усиление влияния религии в обществе, следующие.

Митрополит Константин выступил с докладом в Санкт-Петербурге на Всероссийской конференции «Традиционные религии – за сильную Россию»

Во-первых, это желание ограничить влияние антигуманных, разрушительных последствий глобализации. Для многих трезвомыслящих людей вера является защитой от зла не только социального и нравственного, но и от порожденного развитием техники бездушным разумом, поставившими человечество на грань экологической катастрофы.

Во-вторых, в сознании большинства людей религия отождествляется, прежде всего, с определенной миротворческой идеологией, способной противостоять насилию, жестокости, кровопролитию и разрушениям, характерным для многих регионов современного мира. Именно религия, по их мнению, ставит человеческую жизнь выше агрессивных псевдоценностей, угрожающих миру.

В-третьих, существенным фактором повышения религиозности современного общества является стремление народа преодолеть бездуховность, нравственный, и, как следствие этого, — социальный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что те идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и Церкви, как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих ценностях и принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от негативных явлений агрессивного секуляризма, порождающего бездуховность общества.

Однако не всякий религиозный опыт может быть равноценен. Современный секулярный мир порой не проводит различия между религией, как таковой, и тем, что, скорее, можно назвать псевдорелигией, представляющей собой продукт распада религиозного сознания. Мы живем в эпоху подделок, подмены, суррогата на всех уровнях. В магазинах продаются поддельные вещи, продукты и напитки. В аптеках масса поддельных лекарств. Пышным цветом расцвели всевозможные заговоры, снятие сглаза, наведение порчи, белая, красная и черная магия и другие формы колдовства, прячущиеся под расплывчатой вывеской «нетрадиционная медицина». Появились даже немыслимые ранее суррогатные матери. Наше общество заполняется и «религиозными суррогатами».

Митрополит Константин выступил с докладом в Санкт-Петербурге на Всероссийской конференции «Традиционные религии – за сильную Россию»

При этом последователи различных деструктивных новых религиозных культов с целью вербовки адептов зачастую пытаются выдать свое учение за «улучшенные» традиционные религии, в том числе и за «улучшенное» Православие, или же за улучшенный или обновленный ислам , или же за удачное соединение всех конфессий. Так, например, в России некоторые представители “церкви объединения” (М. Мун) представлялись православными. Всякие колдуны и маги в прессе предпочитают фотографироваться на фоне православных икон. Хотя в любом из перечисленных случаев Русская Православная Церковь никакого отношения к ним не имеет и, более того, находится с ними в абсолютной оппозиции.

Термины «культ», или же «деструктивный культ», «тоталитарная секта» в настоящее время становится все более распространенным, и поэтому, мы не будем им пренебрегать[1]. Итак, не отвечая полноценному понятию «религия», культ или секта, как правило, всегда черпает свои доктрины исходя из представления о превосходстве некоего «духовного» лидера, одной из приоритетных целей которого является отбор среди массы своих сторонников тех, кто по его приказу пойдет на любые действия, вплоть до преступления или пожертвования собственной жизнью. Для того, чтобы сделать человека фанатично преданным, адептами того или иного деструктивного культа, зачастую используются приемы психологического воздействия, т. е. манипуляции с эмоционально-волевой сферой человека. Использование эмоциональных и психологических перегрузок, стрессов, индивидуальной склонности к внушению, безволию, недостаточного умственного развития и незрелости эмоционально-волевой сферы личности, приводит к контролю над сознанием вовлекаемого в секту.

Митрополит Константин выступил с докладом в Санкт-Петербурге на Всероссийской конференции «Традиционные религии – за сильную Россию»

Также анализ внутренних документов различных псевдорелигиозных объединений показывает, что, в отличие от традиционных религий, носящих характер многовековой «духовной симфонии» в отношениях с государством, данные неорелигиозные новообразования противостоят интересам того или иного государства в пассивной или активной форме вплоть до использования своих адептов в шпионских и террористических актах. У ряда подобных деструктивных неокультов разработаны планы геополитического переустройства мира по своим тоталитарным моделям. Так, например, ваххабиты стремятся к общемировому господству или к созданию новых теократических государств за счет территории существующих. Пример: Сирия, Ирак.

Их стратегия — приход к власти. Их метод — от насилия к отдельным членам до терактов или использования верующих для политического или экономического шпионажа. Для ведения боевых действий не гнушаются использовать детей. У них стремление проникнуть во все сферы духовной, политической и экономической жизни общества, влиять на религиозное и политическое самоопределение своих приверженцев.

Все это создает серьезную угрозу религиозной безопасности как отдельной личности, так и национальной безопасности российского общества в целом. Последователь такого религиозного движения, запрограммированный на деструкцию национальной традиционной духовности, ее замену на собственную систему ценностей, ни в коем случае не будет отстаивать интересы (конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность) Российской Федерации, как, впрочем, и любого другого государства. Претендуя на глобальную роль в мире, эти неорелигиозные группировки на практике часто прибегают к криминальным методам. Спектр преступлений таких групп широк: от «отмывания» денег до изнасилований (так называемый секс - джихад) и терроризма, от использования детей в качестве палачей до убийств или организации массовых самоубийств.

Увы, и события в Москве и в других Российских городах, подвергшихся террористическим актам под видом борьбы за такую религиозную идею, заставляют нас задуматься о том, почему же люди присоединяются к подобным псевдорелигиозным течениям? Где проходит граница религиозной свободы, и что в это понятие вкладывают люди, идущие на эти страшные преступления?

Существует несколько причин, по которым люди попадают под влияние тоталитарной религиозной организации. Для нашей страны в период экономического кризиса, одной из первых причин можно считать — социальную. Нестабильная политическая обстановка, разногласия в обществе, нестроения на уровне семьи — все это является благоприятным фоном для деятельности деструктивных культов, готовых предложить свою экстренную, комплексную «помощь» для решения любых вопросов.

Немаловажную роль играет и интеллектуальная причина, связанная с самосознанием личности. В этом зыбком мире культы предлагают самоуверенные ответы на фундаментальные вопросы человека: кто я? почему я здесь? куда я иду? Это не значит, что они дают правильные ответы; это означает лишь, что они предлагают ложную безопасность среди различных философий мира. Так, например, в некоторых сектах целенаправленно практикуется нарушение идентичности личности. Тотальный контроль над сознанием, практикующийся в деструктивных религиозных организациях, стирает прежнюю личностную идентификацию и создает новую культовую личность с тем, чтобы подавить старую. Это приводит к психическим расстройствам у некоторых адептов той или иной деструктивной секты, и, в конечном счете, — к высокой вероятности агрессивных действий с их стороны в состоянии психической невменяемости. В подсознании такой неокультовой личности формируется четкая грань между теми, кто имеет право на существование (последователи секты), и теми, кто такого права не имеет (внекультовый социум). Причем подсознательно у адептов секты появляется готовность принести в жертву любое количество неадептов во имя целей своей организации[2].

Митрополит Константин выступил с докладом в Санкт-Петербурге на Всероссийской конференции «Традиционные религии – за сильную Россию»

Необходимо отметить также эмоциональную причину. Элементарный недостаток внимания к людям, окружающим нас, недостаток простого человеческого тепла и сострадания к ближним, подвигает людей идти в секту, члены которой оказывают столько ложного «внимания» человеку, поглощенному одиночеством или личной трагедией, сколько ему требуется.

И, наконец, отметим духовную причину. Многие адепты новых «религиозных» течений, как правило, по происхождению принадлежали к какому-нибудь традиционному исповеданию, но, в силу определенных причин, не получили необходимого религиозного образования (или же воспитания) и в результате духовных исканий присоединились к деструктивным культам (например, ваххабизм).

Безусловно, для подлинно религиозного сознания немыслима агрессия. Когда чеченцы во время войны похищали православных священников, и вы знаете, что одного из них — иерея Анатолия Чистоусова зверски замучили, то казаки обратились к Патриарху Алексию II: «Благословите, и мы в отместку похитим двадцать мулл». Патриарх запретил казакам так поступать. Такой же позиции придерживается и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Президент В. В. Путин, демонстрируя уважение в обычаям ислама, разулся при открытии новопостроенной в Москве мечети. Таким образом, первые лица Церкви и государства демонстрируют свое уважение к традиционному исламу.

Так устроен наш мир, что нам необходимо нести ответственность за нашу жизнь и наши поступки. И если мы сегодня не задумаемся о том, что же будет, если мы по-прежнему будем бездействовать, когда сотни вербовщиков уводят за собой тысячи людей, разрушая семьи и подрывая государственные устои, то наша преступная медлительность может оказаться для нас самих трагической.

Поэтому, мы полагаем, что профилактически одним из приоритетных направлений сдерживания агрессивной экспансии должно явиться более полное информирование населения о деятельности различных псевдорелигиозных организаций, в том числе и криминального характера. Необходимо проводить различные тематические конференции, подобно этой, заниматься религиозным просвещением, задействовать средства массовой информации для расширенного информирования о деятельности религиозных деструктивных групп и оккультных сект. Но без законодательной поддержки со стороны государства это осуществить будет невозможно, это грозит превратиться в пустую говорню: «А Васька слушает, да ест», а нам по-прежнему будут показывать отрезанные головы. Профилактикой и устранением такого рода опасностей должно заниматься государство. При этом нельзя традиционную веру большинства народа ставить в юридическое положение, одинаковое с тоталитарной сектой, «импортным» агрессивным религиозным течением.

Мы надеемся, что правда о деятельности новых религиозных течений даст возможность людям вернуться к утерянным традиционным духовным ценностям, и развитие человеческой личности в атмосфере истинной духовной свободы, несомненно, явит свои драгоценные плоды. Завершу свое выступление цитатой из Ветхого Завета, который является Священной Книгой для иудаизма, ислама и христианства: «Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар.19:7).

Сердечно поздравляю Вас с наступающим праздником Казанской иконы Божией Матери и Днем всенародного единства! Благодарю за внимание».

[1] О современном понимании термина «культ» см.: Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. М., 1993. С. 9-10.

[2] Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. М., 1993. С. 12.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии http://eparhia.karelia.ru/_arhierey2016.11.02_1478174115

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.