Центр религиоведческих исследований во имя
священномученика Иринея Лионского

Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов.

Тел./факс: (495) 646-71-47        E-mail: [email protected]
Горячая линия (приём информации) 8-916-377-44-40
 

Святитель Иоанн Златоуст. Слово на Новый год - 01.01.17

Слово сказано святителем Иоанном Златоустым в Антиохии 1 января 387 года по Р. Х.

Федоскинская миниатюра. Москва в конце XIX века

 

 Сын Божий, пришедши на землю, не вводил учения о судьбе и влиянии звезд, а напротив, Он уничтожает это учение, научая нас добродетели и поставляя все хорошее и дурное в желании или нежелании добра…
Святитель Иоанн Златоуст

 

Огорчает меня нечестие тех, которые наблюдают дни, гадают и думают, что, если первый день Нового года и этого месяца они проведут в удовольствии и веселии, то и весь год будут проводить так же… Крайне безумно по одному дню, если бы он был счастлив, ожидать того же в продолжение целого года; и не только от безумия, но и от диавольского внушения происходит такое суждение, чтобы не собственной деятельности и усердию, но круговращениям дней предоставлять дела нашей жизни. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, когда ты напьешься пьяным в первый день, но когда и в первый день и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своему свойству – ибо день от дня ничем не разнится, — но по нашему усердию или нерадению. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то он худ и мучителен. Если ты будешь так рассуждать и так располагать собою, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год будет для тебя счастлив; если же станешь сам нерадеть о добродетели, а душевного счастья своего ожидать от начала месяцев и счета дней, то не будет у тебя ничего доброго. Это знает диавол, и потому, стараясь остановить наши подвиги и добродетели и потушить душевное усердие, научил приписывать дням и счастье, и несчастье… Зная это, мы должны избегать козней диавола, отвергнуть такое суждение, не наблюдать дней…

Злой бес строит такие козни для того, чтобы не только ввергнуть нас в нерадение, но и оклеветать дела Божии, желая вовлечь души наши и в нечестие, и вместе в нерадение. Но мы должны остерегаться и ясно знать, что нет зла, кроме греха, и нет блага, кроме добродетели и угождения Богу. Радость бывает не от пьянства, но от духовной молитвы, не от вина, но от назидательного слова. Вино производит бурю, а слово – тишину; то причиняет шум, а это прекращает смятения; то помрачает ум, а это просвещает и помраченный; то привлекает скорби, которых не было, а это прогоняет и те, которые были. Ибо обыкновенно ничто так не производит благодушия и радости, как наставления любомудрия: презирать блага настоящие, стремиться к будущим, не считать постоянным ничто человеческое: ни богатство, ни власть, ни почести, ни услуги. Если ты будешь так любомудрствовать, то не станешь терзаться завистью, когда увидишь кого-нибудь богатым, и не потеряешь духа от бедности, когда впадешь в бедность, и таким образом можно постоянно праздновать.

Христианину должно праздновать не в известные месяцы, не в первые дни месяца и не в воскресные дни, но всю жизнь проводить в приличном ему праздновании. Какое же прилично ему празднование? Послушай Павла, который говорит: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор.5, 8). Итак, если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянно праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ; равно как, если ты неспокоен в душе и виновен во многих грехах, то и при безчисленных праздниках и торжествах тебе нисколько не лучше плачущих…

Если же ты хочешь получить пользу и от первого дня месяца, то поступай так: когда ты увидишь конец года, то возблагодари Владыку, что Он ввел тебя в такое круговращение годов; сокрушись сердцем, исчисли время твоей жизни, скажи самому себе: дни текут и проходят, годы оканчиваются; …а что сделано нами доброго? Неужели мы отойдем отсюда без всего, без всякой правды? Суд при дверях, жизнь наша уже клонится к старости. …Станем помышлять о будущем дне, дабы и о нас кто-нибудь не сказал того же, что сказано у пророка об иудеях: «и погубил дни их в суете и лета их в смятении» (Пс.77, 33).

Тот праздник, о котором я сказал, постоянный, не ожидающий круговращения годов и не ограничиваемый днями, могут праздновать одинаково и богатый и бедный, потому что здесь не деньги нужны и не богатство, а одна добродетель. Ты не имеешь денег? Но имеешь страх Божий – это сокровище, лучшее всех денег, неистощимое, неизъяснимое, неисчерпаемое.

Посмотри на небо, небо небес, землю, море, воздух, роды животных, разнообразные растения, на весь род человеческий; представь ангелов, архангелов, высшие силы; вспомни, что все это – богатство твоего Владыки. Быть не может, чтобы слуга столь богатого Владыки был беден, если Господь его милостив к нему.

Наблюдать дни – дело не христианского любомудрия, но языческого заблуждения. Ты приписан к вышнему граду, принят в тамошнее гражданство, вступил в общество ангелов, где нет света, сменяемого тьмою, ни дня, оканчивающегося ночью, но постоянно день, постоянно свет. Туда будем смотреть непрестанно. «Горнего ищите, говорит апостол, где Христос сидит одесную Бога» (Кол.3, 1). У тебя нет ничего общего с землею, где есть течение солнца, круговращения и дни; но если ты живешь хорошо – ночь бывает для тебя днем; напротив, для живущих в распутстве, пьянстве и невоздержании день их обращается в мрачную ночь, не потому что меркнет солнце, но потому что ум их омрачается пьянством.

Итак будем делать все во славу Божию; а что не служит к славе Божией, того не станем ни делать, ни говорить. «Прославляющыя Мя, – говорит Господь, – прославлю» (1 Цар. II:30). Не словами только, но и делами будем прославлять Его непрестанно со Христом Богом нашим; Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Цит. по: Святитель Иоанн Златоуст «Избранные поучения. Сборник поучений в применении к десяти заповедям Божиим». 2006г.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.