Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

ПОЧЕМУ "СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ" ВЫИГРАЛИ МОСКОВСКИЙ ПРОЦЕСС. КОММЕНТАРИЙ - 02.03.01

Интервью заведующего Центром св. Иринея Лионского,
доктора философии, кандидата богословия А. Л. Дворкина,
данное специальному корреспонденту Информационного 
агентства Presscenter Ольге Тепловой

23 февраля с. г. Головинский Межмуниципальный суд г. Москвы отказался удовлетворить иск прокуратуры Северного округа столицы о ликвидации московской религиозной общины "Свидетели Иеговы". Громкий процесс, продолжавшийся два с половиной года, завершился. Во всяком случае, на этой стадии. Прокуратура заявила, что намерена обжаловать решение Головинского суда.

Почему процесс был проигран?

То, что этот процесс будет проигран или имеет большой шанс быть проигранным, было очевидно более-менее с самого начала, о чем я и говорил. У прокуратуры было очень мало шансов выиграть этот процесс. Во-первых, сам характер тех обвинений, которые прокуратура предъявляла "Свидетелям Иеговы": разжигание религиозной розни, разрушение семей, понуждение к отказу от исполнения гражданского долга, ущерб жизни рядовых граждан - все эти вещи в суде доказываются чрезвычайно сложно. С одной стороны, они очевидны, с другой стороны, доказать их практически невозможно. 

Классический пример: условно говоря, приходит в зал суда господин Н. и говорит, что его жена стала "свидетельницей Иеговы", отказалась от исполнения семейных обязанностей, по настоянию старейшины его бросила. Приглашают в суд жену, которая говорит, что, наоборот, старейшины настаивали, чтобы она осталась с мужем, но она все-таки бросила его, потому что он, скажем, пьяница и ее избивает. Выходит, показание одного человека против показаний другого - что не может быть доказательством для суда. 

Безусловно, прокуратура Северного округа г. Москвы недооценила всей сложности процесса и начала его, в общем-то, даже не имея серьезной доказательной базы. Что стало очевидным уже на первых заседаниях процесса, когда прокуроры выглядели чрезвычайно слабо. 

Адвокатам "Свидетелей Иеговы" изначально удалось навязать суду свою тактику: обсуждение библейских текстов, против исполнения которых якобы и выступает прокуратура. Прокуроры, возможно впервые в своей жизни увидевшие Библию, откровенно не знали, что сказать и как возразить. 

Впоследствии в процессе произошла замена: новый представитель прокуратуры - Татьяна Ивановна Кондратьева - и уже в ходе судебных заседаний смогла подготовиться и включиться в дело. Во многом благодаря ей процесс продолжался так долго и даже появились какие-то небольшие шансы на то, что его удастся вытащить из изначально безнадежного состояния, в котором он оказался. Г-жа Кондратьева отказывалась обсуждать библейские тексты, повторяя, что суд - не место для богословских дискуссий и что речь идет прежде всего о писаниях самих "Свидетелей Иеговы". Однако в голове судьи подмена уже произошла: судя по ее вопросам, она так и не смогла отрешиться от мысли, что прокурорам не нравятся "Свидетели Иеговы" из-за их "безукоризненного исполнения библейских заповедей". И теперь уже сама судья все время задавала свидетелям и экспертам вопросы об их отношении к Библии, досадливо отметая возражения прокурора. 

Навязав обсуждение Библии суду, "Свидетели Иеговы" в своих пресс-релизах постоянно подчеркивали, что Головинский суд, дескать, занялся теологическими дискуссиями и что их, "Свидетелей Иеговы", преследуют за их верность библейским принципам. В пресс-релизах сообщалось, что процесс инсценирован Московской Патриархией, принявшей на себя инквизиторские функции преследования инаковерующих. Можно назвать это фигурой высшего пилотажа: самим навязать суду тактику, а затем обвинить в этом своих противников.

Чуда не произошло - несмотря на все свои усилия госпожа Кондратьева не смогла переломить хода процесса. Его начинала не она, она лишь латала прорехи, не замеченные ее неподготовившимися коллегами. 

Можно также учитывать, что со стороны прокуратуры была одна г-жа Кондратьева, (живущая на нищенское прокурорское жалование), которую никто не освобождал от других обязанностей: в промежутках ей приходилось бегать заниматься какими-то другими служебными делами, в том числе и уголовными, которые она вела. Помощь она получала разве что от нескольких добровольных помощников из родительского "Комитета по спасению молодежи", не имеющего никакого финансирования. А напротив нее со стороны "Свидетелей Иеговы" сидели три высокооплачиваемых адвоката, специально нанятые для этого дела. Среди них был и канадский специалист, который, безусловно, даже одним своим присутствием оказывал давление на суд. Понятно, у нас не привыкли к иностранцам, приезжающим в российские суды. К тому же "на подхвате" была вся мощная организация "Свидетелей Иеговы", мгновенно предоставлявшая адвокатам все необходимое, не считаясь ни с какими затратами.

Также необходимо отметить, что адвокат "Свидетелей Иеговы" Г. Крылова (бессменно представляющая в судах интересы целого ряда тоталитарных сект), является доверенным лицом мэра Москвы Лужкова. И это несмотря на те связи Крыловой с сайентологией, которые были раскрыты в средствах массовой информации. Тем не менее Лужков оставил ее своим доверенным лицом. Отметим, что само знание этого факта является достаточно мощным психологическим оружием в московском суде. 

Следующий момент, который нельзя недооценивать, - чрезвычайно хорошо продуманная и осуществленная пиаровская кампания, которую проводили "Свидетели Иеговы" с самого начала этого процесса в средствах массовой информации. Секта представлялась невинной жертвой, страдающей от жестоких инквизиторов. Обычный гражданский процесс, который, собственно, определял, может ли организация "Свидетели Иеговы" называться религиозной, уподоблялся сталинским гонениям, гитлеровским преследованиям, концлагерям и проч. Все это было сделано очень грамотно. 

Нельзя не отметить также и международное давление, которое оказывалось на наши властные структуры и на суд. И, конечно, самое заметное давление происходило из США: вспомним, что еще два года назад, когда в Россию приезжала г-жа Олбрайт, она выступила по одному из центральных телеканалов и заявила, что правительство США заинтересовано в том, чтобы "Свидетели Иеговы" этот процесс выиграли.

А в чем заинтересованность США?

Это общая позиция администрации США, клинтоновской администрации - защита интересов различных американских сект во всех странах мира под видом защиты свободы совести. Очевидно, США рассматривают секты как своих агентов влияния в разных странах.

А актуальна та прошлогодняя новость по поводу комиссии при президенте США, которая должна получать информацию о жизни американских сект в России, и если возникают какие-либо притеснения этих сект, то будет снижено финансирование?

Комиссия была создана не специально для России, а для слежения за состоянием "религиозной свободы" (понимаемой сугубо по-американски) в мире. Что же касается нашей страны, несомненно, это актуально для нашего руководства. Можно сказать, что не для суда напрямую, но конечно, властные структуры могут оказывать на суд давление. 

Интересно, что в ходе процесса судья Прохорычева назначила комиссию, состоящую из пяти специалистов. Очевидно, что судья не хотела, опасалась принимать столь важное решение в одиночку и хотела получить заключение авторитетной комиссии. Удивительно, но комиссия, состоящая из пяти членов, из которых трое были рекомендованы прокуратурой, а двое "Свидетелями Иеговы", четырьмя голосами против одного приняла решение в пользу прокуратуры. Даже эксперт - психолог Леонтьев, которого рекомендовали сами "Свидетели Иеговы", был убежден представленными ему судом для изучения материалами, что "Свидетели Иеговы" повинны в нарушениях, вменяемых им прокуратурой. И тем не менее, несмотря на решение экспертной комиссии: четверо против одного, - судья все-таки принимает иное решение. 

Почему?

Потому что все перечисленные мною причины, видимо, оказались более весомыми в глазах судьи, чем экспертное мнение, чем заинтересованность в объективном разбирательстве.

А может быть еще одним объяснением то, что у нас слабая правовая база, правовое поле в плане защиты населения от подобных сект?

Естественно. Как я и сказал в начале нашей беседы, с нашими законами такие вещи доказывать в суде чрезвычайно сложно. Это лишь еще раз подтверждает то, что главное поле по противостоянию сектантам - это информация, распространение правдивой информации о сектах. Это показывает, что пострадавшим от сект не стоит рассчитывать, что государство каким-либо образом поможет и государство каким-либо образом оградит их близких и родственников от сектантской угрозы. Единственное, что можно сделать, - это предупредить их. И это могут сделать, в частности, журналисты, чувствующие свою ответственность за то, что происходит. 

Если делать прогноз на будущее, можно сказать, что "Свидетели Иеговы" будут рассматривать это судебное решение как свою крупную победу, и все это выльется в весьма заметный всплеск их активности по всей стране. Более того, "Свидетели Иеговы" попытаются сейчас заткнуть рот каждому своему критику, жалуясь на него и указывая на это решение как на доказательство того, что теперь более о них нельзя высказываться критически. Они получили колоссальный козырь, которым они не преминут воспользоваться. Не сомневаюсь, что сейчас мы услышим о целом ряде процессов против журналистов и средств массовой информации по всей России, в которых "Свидетели Иеговы" будут использовать это решение, чтобы заставить журналистов замолчать. Любую критику они будут стремиться подавить при помощи этого решения. 

Существует ли в России тенденция приближения сект к государству? Не пытаются ли они вторгаться в какие-либо области и сферы правления государством?

Я не уверен, что у нас уже есть члены сект в органах власти, во всяком случае, в центральных, в федеральных; на периферии, конечно, все уже иначе. Секты уже давно проникли во власть в ряде регионов, во всяком случае в органы местного самоуправления. Но, главное, они обзаводятся лоббирующими структурами в кулуарах власти. В нашей Думе есть сектозащитники, в частности, в прошлой Думе это был г-н Борщев, в нынешней - г-н Ковалев. 

А можно это пояснить поподробнее?

В своих поездках по России я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда в местные органы власти приходит письмо на бланке Думы от Сергея Адамовича Ковалева, где говорится приблизительно следующее: вы отказали в регистрации такой-то организации, это непорядок, ее надо зарегистрировать; у вас не предоставили Дом культуры такой-то организации - нарушение прав человека, нужно предоставить; у вас появилась критическая статья по такой-то организации - это признак дискриминации, нельзя такого допускать.

То есть можно говорить о его повышенном интересе к существующим сектам?

Он протежирует бывшего штатного помощника г-на Борщева Л. Левинсона, который в скандально известном процессе против Русской Православной Церкви объявил себя членом всех сект, вместе взятых. Левинсон по наследству перешел от Борщева к Ковалеву и сейчас является его штатным помощником. Ныне Левинсон вошел в правление московского общества атеистов.

Александр Леонидович, не могли бы Вы пояснить или опровергнуть такое мнение, что секты не дают покоя только Русской Православной Церкви, а остальные конфессии с ними мирно уживаются.

Это совершенно не так. И все традиционные конфессии, и не только конфессии, но и здравомыслящие граждане выступают против тоталитарных сект. Речь идет не о теологических спорах, речь идет о нарушении прав граждан. Поэтому во многих странах мира традиционные конфессии, ответственные граждане и правительство - во Франции, в Германии в Греции, в Австрии и других странах - разрабатывают специальные меры как защитить граждан от опасности тоталитарных сект. Действительно, в нашей стране сейчас наиболее активно против тоталитарных сект борется Православная Церковь. Недавно я участвовал в работе просветительской конференции в Ульяновске. Там выступал представитель местного ГУВД: он перечислил страшные факты из деятельности тоталитарных сект, а затем сказал с горечью, что в нашей стране против этой беды по существу борется только Русская Православная Церковь, как будто Русской Православной Церкви одной это надо. 

А на сегодня Русская Православная Церковь и "Свидетели Иеговы" поставлены государством в правах примерно на одном уровне и наделены одинаковыми правами?

Да, одними и теми же правами, такими же, как муниты, сайентологи и все прочие тоталитарные секты. Все они обладают теми же правами, что и Русская Православная Церковь.

А что-то подобное наблюдается в других странах, чтобы на одну полку были поставлены традиционные конфессии и опасные секты? Я имею в виду европейский страны.

Законодательство практически каждой европейской страны выделяет особое место традиционной религии и конфессии или нескольким религиям и конфессиям, тем, которые для страны являются традиционными. Например, Лютеранская и Католическая церкви Германии, Лютеранская церковь Дании, Католическая церковь Испании, Англиканская - Англии, Православная - в Греции и т. д. Во Франции сейчас принимается один из наиболее жестких законов против сектантства, в ней действует Межминистерская миссия по борьбе против сект, которая очень активно занимается борьбой против тоталитарных организаций. Если уж говорить о "Свидетелях Иеговы", то во Франции два года назад они были лишены статуса религиозной организации, признаны коммерческой организацией и присуждены к выплате крупных налогов с их доходов, сумма которых составила более 50 млн. долларов.

А что-то аналогичное происходило со "Свидетелями Иеговы" в других странах?

В подавляющем большинстве европейских стран "Свидетели Иеговы" просто не признаны религиозной организацией.

Получается, что пышным цветом они цветут только у нас, в России?

Да, и в странах бывшей территории СССР: на Украине, в Молдавии и проч.

Можно ли сравнить доходы тоталитарных сект с доходами наркокартелей? Ведь в последних доход составляет около 300%. 

Коль мы говорим о "Свидетелях Иеговы", то их можно рассматривать как коммерческую организацию по распространению собственной печатной продукции. Это а печатная продукция, которая производится в США, затем распространяется по всему миру. Чрезвычайно выгодный бизнес: печатать журналы "Сторожевая Башня" и "Пробудитесь!" и несколько брошюрок, которые выпускают "Свидетели Иеговы", - это все равно, что печатать деньги. Отметим, что себестоимость этой продукции приближается к нулю.

Почему?

Потому что они тексты пишут сами, верстают сами, иллюстрации делают сами, печатают сами: типографии принадлежат им. Они используют бесплатный рабочий труд в обмен на очень скромное жилье и очень скромное питание. Можно сказать, рабский труд. Тиражи - десятки миллионов экземпляров. Цена заранее оговаривается и заранее известно, что весь тираж будет раскуплен. По количеству процентов - это астрономическая прибыль. Вся, собственно, идеологическая надстройка и религиозная надстройка нужны лишь для того, чтобы распространять эту неконкурентоспособную печатную продукцию. Когда "Свидетели Иеговы" вербуют нового члена, это они лишь пытаются втянуть в свой круг покупателей печатной продукции еще одного адепта. Да, действительно, журналы поначалу раздаются бесплатно. Во-первых, наркотодельцы первую дозу тоже раздают бесплатно, а во-вторых, те журналы, которые вам дарят позвонившие в вашу квартиру навязчивые незнакомцы, - дарят вам лично они, а не организация. Организация за них уже получила деньги. Те "свидетели Иеговы", которые дарят вам журналы, уже заплатили за них организации. Организация получила свои деньги в любом случае. 

Итак, "Свидетелей Иеговы" можно рассматривать как коммерческую пирамиду, занимающуюся распространением неконкурентоспособной печатной продукции. 

И потерять такое доходное поле, как Россия, было бы большим ударом по их бизнесу?

Да, тогда пришлось бы платить налоги. Ведь речь в этом процессе шла не о запрете гражданам верить, как они хотят, речь шла исключительно о правах организации. Будет ли существовать такая религиозная организация как "Свидетели Иеговы" в безналоговом пространстве или будет существовать коммерческая организация, издательство которой продает свою продукцию и соответственно платит налог с оборота. Естественно, больше всего им не хочется платить налоги - само собой процент прибыли тогда сильно уменьшится. А терять деньги эта организация, как и любая другая тоталитарная секта очень сильно не любит.

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы