Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Некоторые причины популярности псевдостарчества в российской православной среде - 24.05.21

Некоторые причины популярности псевдостарчества  в российской православной среде

Последние несколько лет самое большое число обращающихся в наш Центр – это пострадавшие от псевдоправославных или околоправославных сект. В 90-е эту нишу занимал в основном только разве что «Богородичный центр». Ну, и разные «ИПЦ» с раскольниками, т. наз. «альтернативное православие».

В новом тысячелетии все «альтернативщики» остались, если не приумножились, плюс появились секты Симона Ширяева (Ивановская область), «бога Кузи», «православной целительницы» Антоненко, стал вести нью-эйджевские семинары бывш. игумен Евмений, отстроились поклонники лжестарца Алексия (Пензенская область), прославились на всю страну пензенские же «закопанцы», изобретает свою личную церковь некрещеный Герман Стерлигов, рулит своей заскорузлой сектой и множит километры своих бессвязных проповедей в сети и на бумаге самопровозглашенный пророк Игнатий Лапкин, «зажигает» на неопятидесятнических сборищах самозванный епископ (бывший священник) Сергей Журавлев, вербует людей сидящий в Канаде Олег Моленко. Я называю только самых известных и нашумевших. Но подобных «чудотворцев» очень много на местах по регионам. Трудно найти регион, где не было бы своей псевдоправославной секточки. Жалобы от пострадавших и их родных и запросы от интересующихся поступают постоянно.

И, чем дальше, тем больше, возникает проблема так называемых «старцев», которые, в отличие от всех перечисленных, действуют и создают свои секты внутри Церкви.

***

В 90-е еще было живо поколение великих старцев: о. Иоанн (Крестьянкин), о. Кирилл (Павлов)… Из уст в уста передавались рассказы о недавно почивших замечательных подвижниках, принимавших народ: о. Таврионе (Батозском), о. Павле (Груздеве), о. Серафиме (Тяпочкине), о. Тихоне (Пелехе) и др. К этому добавились еще и афонские предания о старцах, причем большинство слушающих эти рассказы не понимает, что в греческой монашеской традиции любой ученик называет своего духовника «старцем», не вкладывая в это слово того смысла, который оно имеет в русском обиходе. Таким образом «старец» одного послушника не является «старцем» для его собрата из другого монастыря. В общем, среди неофитов, приходивших в Церковь в 90-е годы, складывалось впечатление, что старчество – нормальное и естественное состояние церковного быта, и что Церковь немыслима без присутствия этого вида служения.

Очень быстро некоторые предприимчивые люди почувствовали тренд и откликнулись на него: появилась и православная как бы художественная литература, в которой старцы давали ответы на все вопросы, являлись двигателем сюжета и приводили безнадежно запутавшихся героев к благополучной развязке. Многие наши «православные писатели», не слишком владеющие азами писательского мастерства (иными словами, графоманы), стали печь том за томом про «приключения и великие деяния» выдуманных старцев. Не буду тут перечислять всех, ограничусь лишь именем настоящего чемпиона жанра – незабвенного (и вечно заштатного) протоиерея Торика (ныне любящего родину из далекой Португалии).

Так что, неофиты, читавшие всю эту “pulp fiction”1, приходили в Церковь с твердым убеждением, что в Церкви всегда были есть и будут старцы, в каждой области они где-то прячутся, главное их найти. А для тех, кому не посчастливилось отыскать чудотворца и молитвенника на российских просторах, имеются повадившиеся к нам зарубежные «старцы» – Иоаким Парр и Дионисий Каламбокас (последнего усиленно пиарит упомянутый ранее прот. Торик), чье иностранное происхождение и незнание русского языка только усиливает их «старческий шарм» и множит слухи об их прозорливости…

И, чем длиннее седая борода и чем чуднее ее обладатель себя ведет, тем больше это доказывает наличие у него особых благодатных даров, сверхъестественных сил и возможностей, которые он демонстрирует окружающим, легко разрешая все их тяжелые проблемы. Сомнение в наличии таких возможностей, да и вообще, сомнение в априорной правоте каждого конкретного старца стало приравниваться к богохульству. А уж высказывание каждого человека, именуемого старцем, по любому вопросу (от ядерной физики до интимной жизни супругов или воспитания детей) используется как решающий аргумент в любом споре («Один старец сказал…»). К «старческому сословию» стали приписывать самых разных людей: тут и скандально знаменитый Распутин («оболганный старец Григорий Новый»), и некий полумифический монах Авель (Васильев), и «старица Пелагия Рязанская» и целый ряд других частично или полностью фиктивных персонажей.

***

В результате развития этого тренда в православной среде уже развилась настоящая геронтолатрия. Люди не обращают внимания, что в «Символе Веры» наша Церковь называется «апостольской»: похоже, очень многие воспринимают ее как «старческую».

Так некоторые чудачества прот. Николая( Гурьянова), скорее всего, вызванные его старческой немощью в последние годы жизни, стали использоваться как неопровержимые доказательства святости Распутина и Ивана Грозного, так архимандрит Наум (Байбородин) стал женить, разводить и переселять в другие концы страны как своих духовных чад, так и случайно забредших к нему людей (и даже заслужил среди немногих скептиков кличку «Наум Синрике»), так арх. Герман (Чесноков), несмотря на явно выраженное неодобрение святейшего Патриарха Алексия (между прочим, его архимандрита) развил свои отчитки до промышленных масштабов, да и, собственно, ввел моду на отчитки, которые местные чудотворцы начали совершать по всей стране.

Ну, а новое поколение дало уже целую россыпь «старцев». И вокруг каждого из новоявленных подвижников и пророков формируется «ближний круг», регулирующий «доступ к телу» и часто монетизирующий его. А это, в свою очередь породило целую туриндустрию, развившуюся вокруг старцев…

Простой поиск через Гугл или Яндекс даст целый пакет предложений поездок ко множеству священников и монахов, именуемых старцами. Тут нет возможности цитировать все эти страницы, поэтому я приведу только иронический обзор их с одного ЖЖ.

Пожалуйте к старцам - погадать и отчитаться

В эти длинные каникулы паломнические службы, помимо посещений известных монастырей, усиленно продвигают популярный продукт - поездки к прозорливым старцам, целителям душ и телес наших. Оглашаю список рекламируемых старцев с сайтов только двух паломнических агентств (поэтому он м. б. далеко не полный):

Целитель отец Власий в Боровском монастыре

Отец Герман в Сергиевом Посаде. Отчитка.

Прозорливый старец Паисий Столяров в д. Очево Дмитровского р-на

Старец Иоанникий (Ефименко) в Чихачево Ивановской обл.

Старец Варнава Столбиков в Красногорском районе

Старец Афанасий, поселок Кадом Рязанской обл.

Старец иеромонах Владимир (Гусев) в г.Ливны. Отчитка

Старец игумен Стефан (маршрут Рязань-Захарово)

Старец архимандрит Амвросий Юрасов в Иваново

Духовник отец Петр Куницын в Лукино Нижегородской области

Провидец отец Геннадий Заридзе в селе Отрадное Воронежской области

Отец Сергий Брусилов в Вязниках

Старица игумения Михаила (маршрут Тёмкино-Болдино-Дорогобуж)

Паломническая поездка на могилку к старцу Стахию село Филипповское

Паломническая служба «Просвещение» поясняет:

"Игумен Петр в Лукино известен своей прозорливостью, а благодаря его посоху умы и души человеческие пробуждаются, словно после долгой спячки."

"Прием каждого паломника о. Сергием (Брусиловым), в его келлии. ...  После Литургии индивидуальный молебен врачевания душ и телес (молебен о недужных). Лечение копием. Окропление святой водой и помазание святым маслицем (еще и больных мест) каждого паломника."

О бывшей могиле Матроны Московской на Даниловском кладбище (мощи ее перенесены в Покровский монастырь в 1998 г.): "Обычно у могилки дежурит охранник и находится женщина, ухаживающая за могилой. На могиле имеется емкость с песком. Песок с могилы Матроны обладает чудодейственными свойствами и часто используется верующими."

Иеромонах Владимир (Гусев), аттестуемый как духовное чадо схиархимандрита Илия (Ноздрина), и созданный им при храме центр "Покров" извещают: «...мы бронируем места для групп заблаговременно и при получении предоплаты не позднее чем за неделю до приезда. При группе от 10-и человек руководитель группы НЕ платит пожертвование в Центре за себя и за водителя." При полной оплате паломникам гарантируются:

"- Выявление духовных заболеваний

- Чин отречения от оккультизма

- Молебны о недужных с чином изгнания духов нечистых ("отчитка")

- Личная беседа с иеромонахом Владимиром (в составе организованных групп)".

Личная беседа в составе организованных групп — это, конечно, приятно.

Но самое приятное предлагает паломническая служба "Истоки-С":

"Индивидуальные паломнические поездки с комфортом к старцам из Москвы по России.

Индивидуальная поездка с комфортом на легковом автомобиле в сопровождении гида-религиоведа, кандидата культурологии. Паломничество к старцам России осуществляется из Москвы в любой день года - все зависит от того, к какому старцу выбрана поездка."

Словом, "любой каприз за ваши деньги", включая кандидата культурологии, без которого старческое лечение посохом и копием, как и прочие их штучки, каждый православный христианин справедливо может принять за типичную магию и оккультизм2.

Как видим, «старцы» имеются на любой вкус и любой специализации, вплоть до самых экзотических. Упомянутый в обзоре «отец Петр (Прозорливый)» из села Лукино Нижегородской области, которого активно пиарят несколько сайтов, известен тем, что лупит длинной палкой всех паломников. Объясняет он эту странную практику тем, что постоянно молится с палкой в руках, она пропитывается молитвой, а, когда он бьет ею по больному месту, то молитва отскакивает и переходит на страждущего3. Чем сильнее он «пукнет4 палкой», тем вернее отскочит молитва. Народу нравится – механизм сверхъестественной помощи прост и понятен. Интересно, что поездки к этому «чудотворцу» рекламирует фирма под названием «Просвещение», директор которой, ежесекундно получая палкой по голове, с восторгом повторяет слова «прозорливого старца», грубо перевирающего цитаты из Евангелия и хвастающегося тем, что имеет всего один класс образования, что больше учиться и не надо.

Поездки к подобным старцам могут организовываться с разной степенью комфорта – в зависимости от толщины кошелька «паломника». Побольше денег – на машине представительского класса в сопровождении дипломированного религиоведа, поменьше – на общем автобусе. Правда, в ходе поездки на этом автобусе из вас выжмут все средства, которые у вас есть. Уж что-что, а обрабатывать жаждущих чудес граждан гиды, сопровождающие народ к старцам, очень хорошо умеют. А все, что люди не успеют отдать по пути, отожмет окружение старца на месте.

***

Короля делает свита. Люди ищут чудотворцев, чтобы снять с себя бремя ответственности и переложить выбор на других. Но и на многих священников действует такое отношение паствы. По счастью, не на всех. Приснопамятный о. Димитрий Смирнов своей меткой иронией гасил многочисленные попытки тех или иных людей воспринимать себя как старца.

Увы, далеко не все священники столь самокритичны. Тщеславие, недалекость, жажда власти и авторитета, некритичное отношение к себе (результат профессиональной деформации) действуют на многих. Но бывает, что зрелый, опытный и умный священник, особенно с приходом некоторых возрастных изменений, поддается на почитание окружающих и начинает воспринимать себя как всеведущего старца, чьи каждая мысль и каждое слово необычайно ценны для всех окружающих просто потому, что оно исходит из его уст.

Минувшей осенью я присутствовал на мероприятии, посвященном памяти одного священника. В большом зале собралась его многочисленная паства, чтобы послушать воспоминания о своем духовном отце от его друзей и родственников. Первым дали слово одному очень уважаемому протоиерею – пожилому, заслуженному, с огромным пастырским опытом. Он говорил час, практически ничего не сказав о том человеке, ради которого собрались сотни его осиротевших чад. Говорил ни о чем, сбиваясь, повторяя прописные истины и банальности, а то и противореча самому себе. Очевидно, этот некогда чрезвычайно достойный пастырь так привык к восторженному отношению окружающих, что стал воспринимать каждое свое слово как высшую мудрость, которую он дарит всем, кто удостоился слушать его. И его совсем не смущало, что говорит он не на обозначенную тему, что занимает непозволительно много ограниченного времени, и что его поток сознания не имеет никакого смысла. Я очень пожалел его прихожан, которые сами внушили ему мысли о его старчестве, а теперь вынуждены подчиняться ему.

***

И в этом еще одна проблема: осознав себя «старцем», духовник требует безусловного послушания себе. Из уст в уста передаются рассказы, про своевольных людей, побоявшихся или поленившихся выполнить приказ старца, что принесло им страшные мучения или вообще смерть. Но у нас нет заповеди о безусловном послушании мирян кому-либо. «К свободе призваны вы, братия…» – говорит апостол Павел (Гал. 5:13). 

Вот что свт. Игнатий Брянчанинов пишет о послушании:

Итак, для настоящего послушания нужен Духоносец, иначе …когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все мимоходящие, т.е. бесы и страсти, посмеиваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов. Или того хуже: Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, – не достоин он быть руководителем ближнего! – Он не слуга Божий! – Слуга диавола, его орудие, есть сеть! “Не будите раби человеком”. (1Кор.7:23), – завещавает Апостол.

***

Сейчас мы пришли к некоей точке кризиса. За последние два года были вскрыты три нарыва, назревавшие очень долго. Причем, в отличие от бывшего епископа Диомида, проблема которого была решена достаточно быстро и сравнительно безболезненно, и покойного архимандрита Петра (Кучера), чью проблему удалось локализовать и замести под ковер, эти продолжают кровить и гноится, и неизвестно когда будут залечены. Точно не в ближайшее время. Это – Владимир Головин, Николай Романов (бывш. Сергий) и, последний – арх. Иоанникий из Чихачево. Названные имена – только вершина айсберга5.

Количество их адептов зашкаливает, но что особенно настораживает – это обилие их поклонников среди рядового духовенства, а, возможно, и некоторого сегмента епископата. Есть у них и подражатели, проповедующие те же или близкие идеи в разных местах нашей страны. И многие из них собирают вокруг себя немало народа.

Можно, конечно, добавить, что нередко эти и подобные им «старцы» и «чудотворцы» собирают огромные средства, которыми частично делятся с епархией. А поскольку в связи с разукрупнением епархий, многие из них совсем небогаты, то наличие такого местного центра притяжения часто позволяет архиерею и его аппарату сводить концы с концами. Отсюда непотопляемость многих таких «старцев», несмотря на их весьма сомнительную репутацию и постоянно растущее количество жалоб на них. Но, в конце концов, это выходит боком и архиерею: чем дальше, тем больше подобный «чудотворец» уверяется в своей безнаказанности и начинает командовать епископом, выставлять свои условия, выстраивать собственные структуры и, скупая собственность, возводить частные храмы, скиты и монастыри. Опыт трех запрещенных «старцев» показывает, что ни один из них не прекратил своей деятельности и все трое фактически пошли на раскол (в случае с Головиным пока скрытый, в двух остальных – вполне открытый и явный).

***

Но почему народ так склонен верить подобным людям? Увы, как отметил еще герой Достоевского Великий Инквизитор, люди, прежде всего, ищут власть и авторитет. В Церковь приходят не за Царством Божиим, а за здоровьем, успехом, сверхъестественной поддержкой. За это все готовы платить, лишь бы «работало», без особых усилий с их стороны. Причем, чем дороже платить, тем, очевидно, качественней услуга. Магический подход в отношениях со сверхъестественной силой: ты мне – я тебе.

Поэтому и расцвел «бог Кузя», собиравший на православных ярмарках деньги за записочки о молебнах на самые разные экзотические темы: от успеха в бизнесе и решения жилищных вопросов до «снятия венца безбрачия» и «избавления от родового проклятия». А продающие такие «требы» доверительно рассказывали покупателям, что записочки доставят особому чудотворному старцу, который «живет в лесу, молится колесу» и отмолит любого. Народу очень нравилось: качественная услуга, продается на месте, рядом с монастырским сыром и медом с благодатной пасеки, ни в какой храм ходить за ней не нужно, выстаивать долгие службы не требуется. Удобно.

Да и чем «бог Кузя» отличался от остальных? Разве что особой жадностью. На той же ярмарке записки на молебен за избавления от родового проклятия продавал весьма приличный и просвещенный женский монастырь, а когда у обретавшейся там же игуменьи я спросил, зачем она это делает, она возмущенно ответила: «А вы попробуйте выжить при нашем финансировании, и не то будете продавать».

Процветает фирма, собирающая имена на записки, якобы поставляющиеся в афонские монастыри (без уточнения в какие). Откровенные мошенники, но, тем не менее, они зарабатывают достаточно, чтобы арендовать офис в Москве на Никольской улице, в ста метрах от Красной площади.

Генеральный директор союза стриптизеров России, решивший вступиться за Головина, также понял выгодность бизнеса и стал собирать онлайн записки, с обещанием прочесть их у Гроба Господня и в других «благодатных» точках. И народ не задумывается, зачем это надо и что это им даст: главный стриптизер России пробормочет их имена в каком-то месте (даже, если и выполнит свое обещание). Ну и что с того? Но нет – налицо магическое отношение к вере и восприятие православных святых мест как неких нью-эйджевских «мест силы».

И это проблема. «Род сей лукавый и прелюбодейный ищет знамений» (Мф. 12:39). А фактически, все, как в древнем Риме: хлеба и зрелищ!

Хлеб – это исполнение всех желаний за деньги. Можно к экстрасенсу, можно к старцу – кто ближе окажется. И весьма характерно видео, как злющая экстрасенша Людмила Ким совершает свои оккультные пассы пред светлы очи Пафнутие-Боровского «старца» Власия, весьма благодушно на все это взирающего6.

А зрелища – это чудеса и знамения. Поэтому и ждут пророчеств, поэтому и ждут, и добиваются чудесных исцелений и признаков прозорливости. Священник-блогер с Кубани взахлеб рассказывает о сверхъестественных «подсказках» свыше, которые к нему приходят. Например, оговорился, назвал не тем именем отпеваемую женщину и хоп – на следующий день приносят в храм покойницу с таким же именем. Опасный батя! Он же с удовольствием и весьма артистично рассказывает об одержимости бесом новокрещаемого годовалого ребенка, который басом, якобы, сказал: «Не позволю» перед миропомазанием. Отметим, что это произошло после заклинательных молитв и Крещения – интересное богословие – зачем только этот священник произносил эти заклинательные молитвы, зачем он дул и плевал на беса, если тот все это полностью проигнорировал?

***

И тут мы приходим к главному зрелищу, особенно ценимому и любимому православным людом: к отчиткам. Они занимают целые главы в православной псевдохудожественной литературе и часто делаются поворотным пунктом нехитрого сюжета, когда неверующий герой, попав на такое зрелище, впервые задумывается о существовании Бога. В реальности, они являются главным аттракционом, на который привозят «паломников» (а на самом деле зрителей) со всей страны и даже из зарубежья. Старцы-экзорцисты стараются изо всех сил – работают на камеру (ведь все нужно выкладывать в сеть – реклама двигатель прогресса), вытанцовывают по храму, выделывают па с крестом, фигурно разбрызгивают святую воду… Но главное: во всем этом садо-мазо шоу совсем нет собственно изгнания бесов.

У Николая Романова (не прожившего ни дня в монашеском послушании, но весьма кинематографично, т. е., зрелищно, одетого в расшитую схиму) те же самые люди изо дня в день с разной степенью актерского мастерства исполняют те же самые роли одержимых. Романов и не думает изгонять бесов – он интервьюирует их, и нечистые духи всегда послушно сообщают городу и миру то, что в данный момент выгодно их увешанному крестами собеседнику. Вспомним давнего беса по имени «Эфон» (не дослышал тогдашний Сергий названия гаджета), который говорит о дьявольской вредоносности интернета. И не важно незадачливому экзорцисту, что его эпическую борьбу с силами ада снимают, возможно на айфон, а затем выкладывают в «бесовский» интернет. Судя по всему, его фанаты на это обстоятельство тоже не обращают внимания.

В последнее время до его извержения из сана и анафематствования все эти «репортажи о мнениях сил ада» еще более активизировались. Романов обращал внимание собравшихся (полный храм) на «правдивые» свидетельства бесов, послушно сообщавших, например, что «царь среди нас», что «они хотят вселиться в митрополита Кирилла» (на что просят разрешения экзорциста, очевидно возомнившего себя Христом в земле Гадаринской) и что «вокруг схиархимандрита Сергия – Святой Дух, а над ним – столп благодати до неба».

- «Слышите, что они говорят?» ­­– довольно вопрошал Романов, – «Видите, даже они свидетельствуют!». И схимонах с удовольствием повторяет все то, что прорычали, проорали, провыли несчастные обманутые им люди. Тут, конечно – главный вопрос: если он, действительно верит, что это бесы, то как он мог воспринимать их слова за истину и забывать о том, что они все время лгут? Да еще и учить свою паству верить бесовским свидетельствам… А если он заранее репетировал с «одержимыми», что они будут говорить от имени падших духов? Честно говоря, даже не знаю, какой из этих двух вариантов хуже…

Такие же диалоги с бесами можно наблюдать и у другого видного экзорциста – иеромонаха Владимира Гусева из Ливенской епархии. К нему давно уже проложена не то, что народная тропа – целый торный путь для автобусов… Причем он ссылается на то, что на его деятельность ему, якобы дал благословение его именитый земляк – архимандрит Илий (Ноздрин). Проверить это, разумеется, возможности нет, но характерно, что в его мышлении «благословение старца» перекрывает собой епископское (т. е., единственно правомочное) благословение.

Теми же самыми обещаниями «хлеба и зрелищ» привлекают людей, наверное, самый популярный ныне артист разговорного жанра – Владимир Валентинович Головин. По зрелищам он создал целую региональную империю со своим телевидением, you-tube каналом и с ежедневными стендапами на фоне иконостаса перед собравшейся почтенной публикой, внимающей модуляциям его голоса, переходящего от сентиментальной слезливости к глумлению над святынями и от призывов к молитве к насущным вопросам сексуальной сферы. И все это ради обещаний «хлеба» ­– то есть исполнения всех бытовых желаний, достижения материального благополучия, успехов в работе и в личной жизни – все при помощи чудодейственной «молитвы по соглашению», франшизу на которую можно приобрести только в Болгаре. Именно этим и берет Головин: он уверяет, что изобрел и запатентовал безотказный механизм, при помощи которого можно выпросить у Бога всего, чего только желаешь в этой жизни (ну, и спасение в придачу). В общем, та же самая «теология процветания», как у неопятидесятников. И Церковь тут, по существу, не нужна. Все равно, в ней власть захватили разбойники-епископы. Нужно создавать параллельные структуры – головинские, которые со временем заменят собой Церковь.

***

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, такое старчество есть

…душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть.

<…> Путь послушания стал решительно невозможен по причине оскудения духоносных наставников: С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу. Вера в человека приводит к исступленному фанатизму.

Обратите внимание – святитель пишет об оскудении опытных духоносных подвижников в то время, когда еще были живы и принимали народ великие Оптинские старцы. Что же говорить о времени сегодняшнем!

Подытожим: для нашего времени, при очевидном гораздо большем оскудении опытных духоносных подвижников, и массовом появлении одержимых гордыней самозванцев, свт. Игнатий Брянчанинов рекомендует основываться «на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий». При таком образе жизни «скромное отношение советника к наставляемому – совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику… Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен».  Иными словами, если духовник приказывает исповеднику что-либо (разве что кроме требования не совершать смертный грех), то это – симптом псевдостарчества, и такого человека нужно всеми силами избегать.

Итак, геронтолатрия не является христианством. Главным и единственным объектом любопытства, интереса, хайпа, адреналина, верности и поклонения, а также способом достижения необходимых целей в жизни делается благодатный непогрешимый старец. Фактически экскурсионные поездки к старцам – это эконом-вариант турпоездок в индийские/непальские/цейлонские ашрамы к гуру-чудотворцам. «Продвинутые» интеллектуалы и крутая молодежь выбирает последнее. А интеллигенты-«почвенники» и простой люд – к старцам. Если есть побольше денег – то на Афон, а потом хвастаться друг перед другом, кто нашел самого крутого старца в самой недоступной каливе. Поменьше денег – Кузнецово, Чихачево, Среднеуральск, пос. Михайловский (Ливенский район), с. Лукино Нижегородской области и т. д. Но, по в целом, разницы в восприятии народом этих чудотворцев – хоть индуистских, хоть родноверческих, хоть «православных» – нет. Это все проявления магической религиозности, целиком принадлежащей к неоязыческому оккультному движению New Age и по определению чуждой православному христианству.

Вот типичное объявление о цели поездки к старцу:

Контакты и информация о поездке.

Чтобы поехать к старцу и чудотворцу  Власию, Герману, Паисию, Валериану, Варнаве, Амвросию, Геннадию или Илии на прием из Москвы, Вам необходимо связаться с нами по телефону … или отправить запрос на e-mail: ... В беседе мы с Вами уточним время и место встречи в Москве или в ближайшем Подмосковье. О нас Вы можете узнать подробнее на этой странице.

Что дает поездка к старцу, чудотворной иконе, в святое место?

Поездка к старцу для беседы с ним по наболевшему вопросу даст Вам получение наставления от старца – что же делать дальше в возникшей ситуации. Так же он снабдит Вас советами на изменения Вашей жизни, Вы получите благословение на начинания. Беседа со старцем даст Вам веру в себя и в свои силы.

Поездка к чудотворной или мироточивой иконе даст главное – надежду на исцеление, ясность дальнейших действий для разрешения тяжелой жизненной ситуации7.

Поездка в святое место – монастырь, местность или Храм с великой историей, с мощами святых, в первую очередь даст Вам спокойствие духа, умиротворение, трансформацию внутренних взглядов на жизнь, очищение разума от мирских проблем, благодаря которым, вернувшись домой, Ваши препятствия и проблемы предстанут перед Вами с другой стороны и явно обозначится путь к их решению8.

Вот, для сравнения, приглашение в поездку к предсказателям в Индию:

ПОЕЗДКИ К ПРЕДСКАЗАТЕЛЯМ

Друзья! Приглашаем вас в уникальные поездки к предсказателям Индии!

Наши поездки – это посещение храмов, знакомство с культурой и духовной традицией Индии, а также возможность заглянуть в свое будущее, совершить паломничество и пуджи, очистительные обряды.

Наши астрологи – мистики и провидцы. Это знатоки уникальных «Коллекций гороскопов на пальмовых листьях», которые, по преданию, были составлены и записаны несколько тысяч лет назад9.

И, наконец, еще рекламное объявление о поездке в одно из самых посещаемых неоязычниками мест в нашей стране:

АРКАИМ, МЕНЯЮЩИЙ ЖИЗНЬ

Поездка - ретрит с Эдуардом Айзятовым в Аркаим - древний город, которому более 4000 лет. Вы сможете найти пути решения застарелых проблем и стать счастливее.

Вы наполнитесь жизненной энергией, сделаете перезапуск и начнёте новую жизнь!

ЧТО БУДЕТ

1.Различные практики саморазвития и личностный рост

2.Осознание себя, своих сильных и слабых сторон. Открытие новому Пути.

3.Это возможность сделать шаг к гармоничным отношениям с собой и со всем миром.

9. Откроете источники внутренней силы

10. Почувствуете умиротворение и радость жизни

11. Загляните в своё прошлое и будущее

Что получите в результате?

Поездка предназначена для тех, кто хочет ИЗМЕНИТЬ свою ЖИЗНЬ

Очищение от страданий прошлого и настоящего

Знания о законах судьбы и как они влияют на Вас

Увидите источники своих проблем и пути решения

Станете более уверенными в жизни

Узнаете законы материального благополучия и процветания…

Как видим, разницы между целями и задачами всех этих поездок практически нет. Большинство людей ездят «к старцам» не ради поисков Христа, а ради вполне земных целей, добиться которых они надеются оккультно-магическими методами.

Боюсь, что увлечение старцами чрезвычайно опасно для Церкви. Оно ведет к росту неконтролируемых местных харизматиков – как правило, малообразованных, честолюбивых и самовлюбленных. В конечном итоге все эти люди претендуют на абсолютную лояльность своих фанатов себе, и каждый из них – прямо или косвенно стремится на административном уровне заместить собой священноначалие, а на духовном – заместить собой Христа. Каждый из этих самовлюбленных «слепых вождей слепых» увлекает за собой людей, многие из которых, в конце концов, уходят за ними в раскол, а затем в секту имени их гуру.

Проблема эта острая и требует срочного решения. Иначе она может нас похоронить.

Александр Дворкин 

1 Мусорное чтиво (англ.).

https://bona-mente.livejournal.com/125904.html).

3 https://mirprosvet.ru/article/69-arkhimandrit-petr

4 Так выражается сам «старец».

5 Упомяну пока только еще одно имя – недавно почившего священника-гуру из волгоградской глубинки – Анатолия Гармаева, много лет возглавлявшего ставшую сектой общину в сельской местности. Гармаев, к сожалению, пользовавшийся безоговорочным покровительством бывшего митрополита Волгоградского, явно имел какие-то сексуальные проблемы, и они отразились на его мировосприятии, которое он выдавал за православие. Перед каждой супружеской близостью адепты должны были получить у него благословение, причем он определял время, место и продолжительность самой близости. Люди, которых он подвергал жестоким унижающим наказаниям (в том числе физическим, лишению пищи и т. д.), были фанатично ему преданы. Помимо всего прочего, Гармаев несколько раз предсказывал конец света и вывозила адептов куда-то на природу, чтобы они там пережили его, занимался отчитками и т. д. Все ему сходило с рук. В его общине были подозрительные смерти, и только сейчас начинает выясняться, что их было, по-видимому, не так мало. Местные журналисты требуют начать расследование.

6 https://www.youtube.com/watch?v=KKCw_urcfqs

7 https://zen.yandex.ru/media/id/5afe4e9ac71a92d589413554/poezdka-k-starcam-kontakty-i-informaciia-5b0bb1245f49672c279cd908

8 https://zen.yandex.ru/media/id/5afe4e9ac71a92d589413554/poezdka-k-starcam-kontakty-i-informaciia-5b0bb1245f49672c279cd908

9 https://indubala.ru/poezdki-v-indiyu/

24.05.2021 г.

IRINEY.RU

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы