В Тюменской области создают культ Распутина? - 08.04.24
Григорий Распутин (фото из открытых источников)
Летом 2023 года из тюменских СМИ стало известно, что в селе Покровское холдинг «Сибинтел» создаст полноценный туристический центр с рестораном, термальным курортом и музеем «великого старца».
В декабре 2023 года было создано ООО «Старец Григорий», учредителем и генеральным директором которого является известный тюменский олигарх – видимо, оно и займётся строительством указанных объектов.
Правда, один музей в честь Распутина там уже давно есть, так будет ещё и второй. Или расширят первый, да и ещё и второй памятник возможно поставят. Первый памятник уже есть – на территории Перинатального центра в г.Тюмени, поскольку там находятся развалины больничного корпуса, где «старец» проходил лечение. Это место давно уже является одним из пунктов притяжения туристов – как индивидуальные, так и групповые экскурсии регулярно его посещают.
Что на этих экскурсиях вещают, я не слышал. Зато судя по экспозиции музея в Покровском и ежегодным публикациям о Распутине в официальной газете Правительства Тюменской области, можно сделать вывод, что Распутина хотят представить как праведника, «святого», даже демонстрировалась его «икона», а на территории музея был установлен «часовенный столп».
Согласно заявлению пресс-службы Тобольской митрополии от 23 декабря 2016 года, «Установка в Покровском не простого мемориального знака, а сооружения в виде часовни (видимо имени Григория Распутина?), использование его изображения на иконах как святого, а тем более приезд на территорию Тобольско-Тюменской епархии без приглашения и самочинное «освящение» вышеуказанного «часовенного столпа» монахами и священнослужителями из других епархий является по церковным правилам преступлением, каноническим преступлением. А раз так, то и само действие это с духовной точки зрения считается ничтожным. Если же лица, совершавшие это «освящение» осознанно шли на нарушение всех церковных правил, считая свою точку зрения непогрешимой, то это уже не просто ничтожное, но и греховное дело».
Судя по публикациям директора указанного музея, уже сейчас информация о «друге» Царской Семьи подаётся не объективно, умалчивается о множестве источников, свидетельствующих об обратном, а их непременно обнаружит пытливый исследователь. Поэтому ожидаемо, что туристам будет преподноситься такая же информация и в новом (обновлённом) музее. Печально, что для рекламы Тюменской области и развития туризма нашли не того «героя» (либо сознательно, либо по неведению). Видимо, других достойных земляков, в честь которых можно было бы создать музей, на тюменской земле нет (а может, многие из них позабыты?).
В Докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых указано, в частности, следующее:
«Считаю необходимым остановиться на начавшейся еще в 1990-е годы кампании вокруг имен царя Ивана Грозного и Григория Распутина, сторонники которой настойчиво требуют канонизации этих лиц в сонме святых.
Образы Ивана Грозного и Григория Распутина преподносятся как символы особой «народной» религиозности, которая противопоставляется «официальной религиозности» Церкви.
Инициаторы этой канонизации не могут не сознавать, что само обсуждение такого прославления способно вызвать (и уже вызвало) смущение среди православных верующих, ведет к соблазну и дискредитации самой идеи канонизации святых.
Сторонниками почитания Ивана Грозного и Григория Распутина свойственны деление деятелей прошлого на «своих», «чужих» и «заблуждающихся» («обманутых»), предвзятость в освещении событий и в интерпретации исторических источников. Их выводы далеко не соответствуют тому, что известно о жизни этих лиц…
Во-первых, немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовным настроениям, свойственным сектантам мистическо-харизматического толка.
Во-вторых, материалы незавершившегося консисторского следствия по делу о принадлежности Г. Распутина к секте «хлыстов» оставляют открытым вопрос о его непосредственных связях с сектантами и о степени мировоззренческого влияния на него сектантской идеологии. При этом неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способности Григория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Г. Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект.
В-третьих, безнравственность Г. Распутина, выражавшаяся в безудержном пьянстве и разврате, была неоднократно и неопровержимо засвидетельствована многочисленными и весьма авторитетными современниками. Наиболее выразительные из подобного рода свидетельств можно найти в воспоминаниях митрополитов Евлогия (Георгиевского; +1945), Вениамина (Федченкова; +1961) и протопресвитера Георгия Шавельского (+1951), они нашли свое отражение и в дневниках митрополита Арсения (Стадницкого; + 1937). Такое же отношение к Г. Распутину разделяли священномученики митрополит Владимир (Богоявленский; +1918) и епископ Гермоген (Долганев; + 1918), преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (+1918), мученик Михаил Новоселов (+1938), а также архиепископ Феофан (Быстров).
Среди обличителей Г. Распутина оказывались также многие выдающиеся государственные деятели, такие, как: обер-прокурор А.Д. Самарин, председатели совета министров П.А. Столыпин и В.Н. Коковцев, министр внутренних дел А.А. Макаров и министр двора граф В.Б. Фредерикс, а также опиравшиеся на беспристрастную и объективную информацию агентуры высокопрофессиональные руководители российских спецслужб, начальники санкт-петербургского охранного отделения генералы А.В. Герасимов и К.И. Глобачев.
В своих обращениях на Епархиальных собраниях к клиру и приходским советам города Москвы Святейший Патриарх Алексий II неоднократно касался этой темы. В частности, он указывал: «В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, «икон» царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы. Какая-то группа псевдоревнителей Православия и самодержавия пытается самочинно, «с черного хода», канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию.
Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет. Если признать святыми царя Ивана Грозного и Григория Распутина и быть последовательными и логичными, то надо деканонизировать священномученика митрополита Московского Филиппа, преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского и многих других умученных Иваном Грозным. Нельзя же вместе поклоняться убийцам и их жертвам. Это безумие. Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?..».
Из большого количества источников, которые доступны в наше время всем желающим, объективный исследователь может увидеть истинное лицо Распутина. А ещё задолго до нашего рождения его смогли понять и дать ему должную оценку наши великие святые отец Иоанн Кронштадтский, мученики Елизавета Феодоровна и Епископ Тобольский Гермоген, которые заслуживают гораздо большего доверия, чем руководители музея, и другие лица, пытающиеся извлечь прибыль из образа «старца».
Среди источников, которые позволяют объективно охарактеризовать указанного человека, можно назвать:
- «Тобольские епархиальные ведомости» за период с 22 июля по 10 августа 1918 года, №№ 18-19-20.
- «Екатеринбургские епархиальные ведомости», 1912 г., № 4;
- Юбилейный сборник «50-ти летіе преставления приснопамятнаго отца Иоанна Кронштадтскаго (1908-1958);
- Романов Б.С. «Император, который знал свою судьбу. И Россия, которая не знала»;
- Кобылин В.С. «Анатомия измены. Император Николай II и Генерал-адъютант М.В.Алексеев»;
- Г.И.Шавельский «Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии»;
- Цесаревич Алексей в воспоминаниях его учителей. Пьер Жильяр, Сидней Гиббс»:
- Э.Хереш «Цесаревич Алексей».
Цитаты из этих источников займут очень много места и могут оставить тяжёлое впечатление, поэтому следует ограничиться лишь некоторыми.
«Однажды, по окончании Службы, когда о. Иоанн вышел на амвон, к нему подошел рослый мужчина с черной бородой, прося благословения. О. Иоанн отступил от него простерши правую руку ладонью к нему и грозно воскричал: «Нет тебе моего благословения, ибо и жизнь твоя будет по твоей фамилии». Недоумение видевших и слышавших это скоро выяснилось: это оказался Распутин». (Алексий Макушинский «50-ти лѣтіе преставленія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго: Юбилейный сборникъ, 1908-1958»).
«Еписконъ Гермогенъ, съ которымъ я какъ-то случайно встрѣтился у А. С. Суворина, говорилъ мнѣ, что онъ сначала относился къ Распутину съ большимъ внйманіѳмъ, видя въ немь нѣкоторый духовный опытъ и религіозную работу, но затѣмъ віюлнѣ точно убедился, что это хлыстъ, что онъ действительно развращающе дѣйствуетъ на релпгіозныхъ женщинъ. Съ одной инокиней напримѣръ онъ четыре часа радѣлъ и довелъ ее до невозможная состоянія. — Зачѣмъ ты это сдѣлалъ? спрашивалъ Григорія еп. Гермогенъ. Я испытывалъ свои силы, отвѣчаетъ. „Знаешь, Григорій, - сказалъ епископъ, смотрѣлъ я на тебя, какъ на челонѣка Божьяго, а теперь смотрю какъ на змія-соблазнителя, и архіерейской властью запрещаю тебѣ входить въ православныя семьи". На это Гриша покоробился било, но не послушалъ Гермогена. Затаилъ зло на него» (Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1912 г., № 4).
«Епископ Гермоген первым из иерархов обличил Распутина, лишь только понял его и, когда тот нарушил данную им епископу Гермогену перед Крестом и Евангелием клятву немедленно удалиться раз и навсегда из столицы в село Покровское, Владыка написал бывшему императору и объявил публично Распутина мошенником и развратником». За этот мужественный, решительный протест против тёмной силы, сыгравшей столь роковую роль в истории России, … ревностный Святитель, преследуемый самыми разнообразными элементами… за слово своей мужественной, непреклонной правды, лишён был Саратовской кафедры и 17 января 1912 года был назначен пребывать в Жировицком монастыре Гродненской епархии с отданием под полицейский надзор» (Тобольские епархиальные ведомости» за период с 22 июля по 10 августа 1918 года, №№ 18-19-20).
Пьер Жильяр о Распутине: «когда встретились наши взгляды, я почувствовал, что нахожусь в присутствии существа зловредного и неприятного»; «он оказался совершенно таким, каким я его и считал, а именно – развращённым мистиком, обладавшим некоторой силой воздействия на психику людей. Это была неуравновешенная натура, у которой чувственные желания чередовались с мистическими стремлениями, - существо, способное после ряда ночных оргий предаваться неделями религиозному экстазу…» (Цесаревич Алексей в воспоминаниях его учителей. Пьер Жильяр, Сидней Гиббс).
Лицо человека говорит о многом, и если даже просто посмотреть на фото «старца», то можно догадаться, кто он и что он.
Поэтому, чтобы Тюменскую область не ассоциировали с указанным лицом, лучше найти других земляков, более достойных для создания музея в их честь.
Артемий Сергиев
08.04.2024 г.
IRINEY.RU
Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!
Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.
Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!
Заранее - огромное спасибо!
А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского
Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы