Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Крестовые походы: предательство веры - 24.05.21

Под лозунгом защиты святынь крестоносцы несли ненависть и разрушение

Крестовые походы: предательство веры

Французский историк Жак Ле Гофф писал: «Единственная польза от крестовых походов, мне кажется, — знакомство европейцев с абрикосом». В этом высказывании, кроме иронии, есть и оценка одного из самых уникальных явлений в средневековой истории. Российский историк и религиовед Александр Дворкин решил разобраться в этом историческом феномене и написал «Хроники крестовых походов» в четырёх томах. Почему он взялся за столь фундаментальный труд? И как те далёкие события влияют на сегодняшнюю жизнь? Об этом наш разговор с Александром Леонидовичем.

Это был удар по православию

— Чем необычна ваша работа, ведь на эту тему написано много?

— Это первый подробный рассказ о крестовых походах на русском языке в научно-популярном жанре. То есть не сугубо научный труд, а рассказ о реальных событиях, где я показываю всех героев как живых людей, чтобы читатель понимал мотивацию их поступков, слышал бы их речь, представлял их внешность. Моей задачей было максимально честно рассказать о событиях, не скрывая своей православной точки зрения.

— И каков же он — взгляд православного человека?

— Во всех трудах о крестовых походах, которые я читал, православные вообще не учитываются. Хотя эти события происходили на территории, населённой по большей части православными людьми. И я пытаюсь показать, что дали те или иные события православным христианам. Так вот, оказалось, что когда крестоносцы основали свои государства, то православные на их территории подвергались гораздо более жёсткому преследованию, чем при исламе. Крестоносцы всегда обвиняли Византию в своих неудачах: вот, мол, греки-схизматики предали общехристианское дело.

Я же показываю, что скорее крестоносцы становились предателями, делая всё, чтобы ослабить и в конце концов уничтожить Византийскую империю, которая в течение многих веков сдерживала наступление ислама и не пускала его в Европу. Ведь у византийских императоров была гораздо более высокая обязанность, чем рисковать всем ради помощи этим малюсеньким крестоносным государствам, обитатели которых постоянно разоряли их земли, убивали и дискриминировали их подданных и никогда не слушали никаких советов, поступая глупо, безответственно и жестоко.

Главное, что, когда крестовые походы закончились, православное население Ближнего Востока оказалось в худшем положении, чем прежде. До крестовых походов они были под властью достаточно веротерпимых Фатимидов, которые знали, что есть могущественный византийский император, который, если что, заступится за своих. А когда после крестовых походов к власти пришли фанатичные мамелюки, уже не было могущественного византийского императора. И мамелюки стали срывать свою ненависть на православных христианах Ближнего Востока. Именно тогда начался демографический перелом. До крестовых походов 50-60% населения на Ближнем Востоке составляли православные христиане, а мусульмане были правящим меньшинством.

Сегодня православных на Ближнем Востоке считаные проценты. Так что настоящие мученики крестовых походов — это жители Византийской империи и православные христиане Ближнего Востока.

В бой пошли младшие сыновья

— У большинства в представлениях о крестовых походах полная путаница. Сколько их было и когда?

— Можно считать по-разному. Со временем так стали называть военные экспедиции, за участие в которых обещалось прощение грехов. Это и войны в Испании и на юге Франции против еретиков, и — на Балтийском побережье против язычников-славян, и — против личных врагов папы. То есть понятие постепенно девальвировалось. Я рассказываю о тех походах, которые связаны с Палестиной. Эпоха Крестовых походов длилась почти 200 лет. Отсчёт начинается с первого похода в 1096 году, а заканчивается падением в 1291 году последней столицы крестоносных государств Акры.

— Как возник первый поход?

— На самом деле во время Крестовых походов они так не назывались. Это более позднее название. Тогда это были вооружённые паломничества. Крестоносцы называли себя пилигримами. Первый крестовый поход был провозглашён папой Урбаном II в 1096 году. И это его ноу-хау. У него были для этого свои политические цели. Но основной причиной стало наступление тюрок-сельджуков в Малой Азии и просьба византийского императора Алексея Комнина к папе Урбану II собрать несколько отрядов наёмников, чтобы усилить армию в борьбе с захватчиками. Папа решил, что вместо локального сбора наёмников он провозгласит целое движение, которое отправится не просто в Малую Азию, а пройдёт через неё, уничтожит тюрок и отвоюет Иерусалим.

— И кто составил костяк первого похода?

— Воинственно настроенные младшие сыновья, оставшиеся без приданого. Тогда существовала система майората, по которой всё наследство доставалось старшему сыну. Как в известной сказке: старший сын получает мельницу, а младший — Кота в сапогах. Что делает младший брат? Он завоёвывает замок и делается маркизом Карабасом. У этих младших сыновей ничего не было, кроме умения владеть мечом, и они постоянно воевали в Европе. К этому их вынуждала и феодальная система.

Но вместе с тем люди были верующие и в глубине души понимали, что они делают неправильно, грабя и убивая, что Царствия Божия таким образом они не наследуют. Это порождало когнитивный диссонанс и вопрос: что делать? Папа Урбан II предложил хороший вариант: всё это можно продолжать делать, но только не тут, дома, в Европе, а там, на Востоке. Тут вы воюете с людьми, а там вы будете убивать нелюдей и делать это ради Бога.

Одна победа, одна ничья и сплошные неудачи

— Как развивались походы?

— Только первый поход был единственным успешным — вопреки всей логике. Вместо единоначалия армию возглавлял совет из представителей европейской аристократии, которые к тому же постоянно ругались. Армия воевала против неизвестного противника, ни у кого из участников не было опыта осады таких громадных городов, как Антиохия с населением 200 тысяч, который удалось взять крестоносцам.

Надо заметить, что в то время самые большие европейские города — Париж и Лондон — не достигали 25 тысяч населения. Благодаря невероятной цепи случайностей был завоёван Иерусалим и в Палестине образовано первое крестоносное государство. Тогда крестоносцы уверовали: Бог на их стороне, и они всегда будут побеждать. Но всё вышло не так, и одна катастрофа следовала за другой. Лишь Третий крестовый поход после того, как пал Иерусалим и пришёл гениальный воин Ричард Львиное Сердце, можно сказать, закончился вничью.

— Каково значение Крестовых походов для мировой истории?

— Я оцениваю их как крайне негативное явление, которое сыграло роковую роль в разделении Церкви на Восточную и Западную. Именно из-за походов произошло отчуждение. Понятно, что было и много богословских различий. Но  весь этот чёрный пиар в отношении православия, всё, что в итоге привело к Четвёртому крестовому походу с разрушением Константинополя, уничтожением Византийской империи, со страшным её разграблением и подчинением Православной Церкви римскому папе, не произошло на пустом месте и долго готовилось самими крестовыми походами.

Это — трагедия с религиозной точки зрения. И геополитическая трагедия, потому что, разрушив Византийскую империю, крестоносцы уничтожили систему защиты Западного мира от ислама. Именно Константинополь в течение веков сдерживал волны исламского нашествия. Парадоксально, но Первый крестовый поход начался под лозунгом «Выбить турок из Малой Азии, чтобы помочь своим восточным братьям!». А когда эпоха Крестовых походов завершилась, то турки стояли уже на Дунае и рвались к Вене.

Крестовые походы также привели к страшной потере ресурсов всей Западной Европы. Потому что эти карликовые крестоносные государства продержались без малого 200 лет за счёт невероятного напряжения сил всей Западной Европы. Причём ресурсов не только финансовых, но прежде всего человеческих — такое огромное количество европейцев там погибло. И эти крестоносные государства ничего не дали Европе — ни в культурном, ни в каком-либо другом смысле.

Золотая Орда могла стать православной

— Некоторые считают, что Александр Невский тоже противостоял на Чудском озере очередному крестовому походу.

— Нет, конечно, это был не настоящий крестовый поход. Ведь крестовый поход — это некая глобальная идея, которая собирает массу народа ради спасения души. Тут же было исключительно местное войско рыцарей-меченосцев, которое решало свои политические задачи.

— Имели ли мы какое-то отношение к этим походам и в каком качестве?

— Никакого. Есть замечательный памятник паломнической литературы Киевской Руси XII века «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», в котором этот игумен описывает, как он дошёл до Иерусалима и даже встречался с первым королём Иерусалима Балдуином I. Но вот чтобы воевали в тех краях, мне такие свидетельства не известны.

— Как-то эти походы повлияли на нашу жизнь, на нашу историю?

— Повлияло прежде всего разделение Церкви, ослабление христианства на Ближнем Востоке. Ислам прочно обосновался в Европе, на Балканском полуострове.

Я рассказываю о мало кому известном — так называемом монгольском — крестовом походе, когда монгольская армия во главе с внуком Чингисхана Хулагу через Персию направилась на Ближний Восток, взяла Багдад, Алеппо, Дамаск и все мусульманские государства вплоть до Египта были уничтожены. Но Хулагу вынужден был оттянуть большую часть своих войск назад в Каракорум, монгольскую столицу, потому что умер великий хан и надо было участвовать в курултае. При этом он оставляет на завоёванных землях слишком неадекватные военные силы в размере 20-тысячного корпуса, имея при этом одного мощного неразбитого противника — египетских мамелюков.

Силы оставшихся монголов и мамелюков были примерно равны. Многое в той битве при Айн-Джалуте зависело от помощи крестоносных государств. Если бы западные воины приняли участие в этой битве, то монголы победили бы, что капитально бы изменило всю историю мира. Тогда бы во всём мире не осталось ни одного мусульманского государства западнее Марокко и на всём Ближнем Востоке. Возник бы палестинский Ильханат, который быстро стал бы православным, поскольку многие монгольские воины были христианами. Золотая Орда не приняла бы ислам.

Но в истории нет сослагательного наклонения. Крестоносцы решили не помогать монголам, заняв дружелюбный нейтралитет по отношению к мамелюкам, пропустив их через свою территорию, снабдив продовольствием, и те вышли в тыл монголам и победили их в битве при Айн-Джалуте в Галилее (1260).

Ричард Львиное Сердце был настоящим мужчиной

— Какие персонажи этих историй кажутся особенно впечатляющими, необычными?

— С большой симпатией я отношусь к императору Алексею Комнину, это один из моих любимых византийских императоров. Ещё бы я выделил французского короля Людовика IX Святого, хотя как военачальник вёл он себя очень неразумно. Его крестовый поход привёл к страшной катастрофе, но он лично был очень достойным, привлекательным человеком, искренне стремившимся к праведности. В неудаче своего похода не винил никого, кроме себя, и делал всё, чтобы выкупить пленных.

Конечно же интересный персонаж — Ричард Львиное Сердце. В последнее время стало модно писать о его гомосексуальности, но я это утверждение опровергаю в книге. Не могу сказать, что он мой герой, — человек был сложный и жестокий, совсем не тот рыцарь без страха и упрёка, каким его представляют. Но всё-таки мужчина нормальной ориентации.

— Каковы же исторические уроки для нас?

— Та русофобия, с которой мы сталкиваемся сегодня на Западе, — это результат той чёрной пропаганды, которую вели крестоносцы и подпавшие под их влияние римские папы против православия. А Россия, хочешь не хочешь, воспринимается как наследница Византийской империи. То негативное отношение к Византии сейчас перенесено на Россию.

Есть такое святоотеческое выражение: ненавидь грех и люби грешника. К сожалению, крестовые походы перенесли ненависть на конкретных людей: если человек не наш — другой веры, иных убеждений, — то он нелюдь и его можно убивать. Это была одна из главных идей крестовых походов. Чудовищный по масштабу опыт расчеловечивания. И нам сегодня надо помнить, что наше неприятие веры или убеждений другого человека не должно приводить к неприятию самого человека.

Текст: Елена АЛЕКСЕЕВА

19 мая 2021 г.

krest-most.ru  https://www.krest-most.ru/glavnaya-tema/krestovye-pohody-predatelstvo-very/

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы