Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Интервью священника Владимира Зайцева, руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии о событиях 23 марта в Екатеринбурге - 12.04.05

О том, что 23 марта в Екатеринбурге были избиты милицией и доставлены в отделение профессор А.Л. Дворкин, священник Владимир Зайцев, оператор Православного телеканала и несколько православных граждан уже знает вся Россия и ближнее зарубежье. Событие, действительно, потрясающее по своей абсурдности и, в то же время, очень тревожное, так как и профессор Дворкин и отец Владимир известны как люди отстаивающие духовную безопасность страны перед лицом наплыва тоталитарных сект. Известно, что благодаря своей деструктивной деятельности, секты осуждаются и не принимаются большей частью российского общества, но это только до той поры, пока граждане сохраняют здоровое недоверие и предохраняют самих себя альтернативной информацией о сектах. Когда же в отдельно взятом городе, регионе, или с помощью отдельных высокопоставленных покровителей тоталитарным сектам удается получить массовый доступ к населению, угроза, которую они несут гражданам, делается сравнимой с угрозой террористических организаций, чья деятельность направлена на подрыв всяких системных устоев. На заре перестроечных времен такое необдуманное покровительство не раз давалось самым одиозным тоталитарным сектам: сайентологам, когда повсеместно вводились и открывались Хаббард-колледжи и центры детоксикации; мунитам, когда на уровне Федерации был введен учебный курс «Мой мир и я», в том числе в 78 школах Екатеринбурга, с соответствующей обработкой учителей и чиновников, Аум-Синрике, последователи которой в России исчислялись десятками тысяч. И только после зариновой атаки десять лет назад в Токийском метро, власть стала потихоньку прислушиваться к мнению специалистов предупреждающих об угрозе тоталитарного сектантства. Медицинские практики сайентологов были запрещены, мунитский курс изгнан из системы образования, деятельность ряда сект была резко ограничена, в том числе и новым Федеральным законом. В регионах проводились различные круглые столы и конференции, на подобии той, что проходила у нас в 2002 году в Академии Государственной Службы под эгидой Полномочного Представителя Президента в УрФО П.М. Латышева с названием: Международная, научно-практическая конференция «Тоталитарные секты – угроза религиозного экстремизма». Однако, видимо в фавориты в разное время пробираются разные секты, и можно отметить, что не все надлежащие выводы из предшествующей истории были сделаны некоторыми представителями власти. В частности, и средства массовой информации, и Екатеринбургская епархия, и ряд независимых источников неоднократно говорили о странной слабости отдельных чиновников администрации Екатеринбурга к тем или иным сектам. Лично мне до сих пор памятен марш школьников города, который был устроен органами образования совместно с мунитскими организациями в 1999 году. Участие чиновников администрации в сайентологических мероприятиях. Наконец, весьма долгосрочная и рационально малообъяснимая поддержка тоталитарной секты «Новая Жизнь», не только путем выделения в безвозмездное пользование Дома Культуры «Энергетик» на улице Селькоровская 114, и грантов за «реабилитационную антинаркотической деятельность», но и тщательным обереганием ее от распространения о вредоносности этой организации правдивой информации. События 23 марта, видимо, укладываются в уже сформированную схему взаимодействия с сектой, только орудием помощи, по нашему мнению, была выбрана милиция Чкаловского района, на территории которого и обосновалась тоталитарная секта «Новая Жизнь». Скупая новостийная канва событий породила множество вопросов об этой истории, и у нас есть счастливая возможность побеседовать с непосредственным участником и потерпевшим тех событий священником Владимиром Зайцевым. И первый вопрос, с которого хотелось бы, естественно начать, исходя из того, что не все знают кто такой А.Л. Дворкин, и суть его приезда именно с этого: кто он такой и зачем приехал в Екатеринбург?

Спасибо за возможность побеседовать и спасибо за вопрос, что называется «от начала». Александр Леонидович Дворкин один из крупнейших современных православных ученых, человек известный всей Церкви, и Государству. Его книга «Сектоведение» рекомендована Генеральной Прокуратурой Российской Федерации в качестве пособия и информативного источника по тоталитарным сектам. В настоящее время он является профессором, заведующим кафедрой сектоведения в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете, также, он руководитель Информационно Консультативного Центра Религиоведческих исследований во имя святителя Иринея епископа Лионского, он вице-президент Международного Института по изучению сектантства «Диалог-Центр», который возглавляется известным ученым в этой области профессором Иоханнесом Огордом, а среди его почетных членов находится королева Дании. Александр Леонидович, также член ряда Европейских правозащитных антисектантских организаций. Он автор 600 статей и 14 книг, переведенных на 15 языков мира, сам свободно владеет несколькими европейскими языками, имеет ученые степени кандидата богословия и доктора философии. Как бы ни старались злые языки иронизировать по поводу его западного образования, факт остается фактом, Свято-Владимирская Академия в Нью-Йорке, является очень привилегированным учебным заведением с высокой репутацией. Чего стоят только имена отца Александра Шмеммана и отца Иоанна Мейендорфа, которые не только были преподавателями у Александра Дворкина, но и его духовными наставниками. Для всякого, изучающего развитие православной науки в XX веке известны эти имена крупнейших историка и патролога Церкви. А в Екатеринбург Александр Леонидович прибыл по приглашению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, кстати, далеко не в первый раз, для того, чтобы прочитать ряд лекций студентам духовных учебных заведений, выступить перед общественностью и встретиться с местными журналистами.

 

В том числе, подразумевалась и общественность Чкаловского района?

Вопрос об этой встрече возник, когда версталась программа. По благословению Его Высокопреосвященства, визитом А. Л. Дворкина было поручено заниматься Миссионерскому отделу, которым я руковожу, поэтому программу составлял я. Примерно за десять дней, к нам обратились представители «Комитета по защите прав молодежи», это общественная организация, которая озадачилась проблемой возврата Дома Культуры «Энергетик» местным жителем. Дело в том, что в 1997 году этот огромный четырехэтажный Дом Культуры был передан городской администрацией в безвозмездное пользование тоталитарной секте «Новая Жизнь». И кроме потери возможности заниматься в кружках и секциях, кроме потери огромной библиотеки, которая была в ДК, жители микрорайона Южная Подстанция, приобрели себе опасного соседа. Опасность заключается, прежде всего, в той деструктивности, которую исповедует и реализует в своей теории и практике эта секта. Примечательно, что когда-то, с ней пробовала бороться сама городская администрация. В 1996 году Виктор Судаков, лидер «Новой Жизни» пригласил чернокожую шаманку Рене Себастиани, которая в киноконцертном зале «Космос», устроила свое, так сказать «богослужение» на которое было смотреть страшно. Люди катались по полу, бились в истерики, впадали в трансовые состояния. Кассету, копия записи, кстати, есть и у нас, один из тогдашних чиновников администрации города А. Г. Коберниченко, отправил в Санкт-Петербургский Государственный Университет на факультет психологии, чтобы ученые могли дать оценку увиденному. Оценка была самой негативной, и психологи посоветовали обратиться в правоохранительные органы. Но тут в администрации что-то произошло, и вместо пресечения деятельности, вдруг, началось интенсивное сотрудничество. А практика секты от этого ведь не изменилась.

Зная об этом, и зная, какую действительную угрозу может нести местным жителям «Новая Жизнь», я согласился с тем, что такая встреча в районе была бы полезной. Тем более, что Александр Леонидович, прежде всего, как ученый, самый квалифицированный человек в стране в этой области. Время мы определили на 23 марта, на 19 часов вечера, а местом должны были заняться ребята.

 

Так и возникла эта школа №21?

Совершенно верно. Поскольку в районе не осталось ни одного Дома Культуры, чтобы иметь возможность арендовать там зал, руководителям организации Кашникову Андрею и Крылову Максиму пришла в голову мысль воспользоваться услугами одной из школ, имеющих соответствующие возможности. Надо сказать, что они звонили не только в школу №21, но и в ряд других, однако у тех не оказалось нужного помещения. Здесь же, как они мне рассказывали, и как потом давали показания в прокуратуре была достигнута договоренность с исполняющим обязанности директора Боговым М.К. Хронология событий была таковой: 16 марта ребята созвонились с Боговым, а 17 уже встречались. Директор все выслушал, обещал подумать, но попросил, чтобы кто-нибудь из районной администрации поручился, что дело нужное. Максим Крылов, до этого тесно работавший с Чкаловской администрацией обратился за помощью к Наталье Геннадьевне Каморниковой, которая курировала молодежные вопросы района. Собственно, ее звонок и определил, что 18 марта директор дал согласие. 19 марта ребята, вновь лично встречались с Боговым, обговорили детали, и директор попросил, чтобы плата за аренду не проводилась документально, через оформление договора, а была передана ему наличными, в виде небольшой суммы, всего 600 рублей. Вот, в общем-то, и вся цена вопроса. С воскресения были вывешены объявления о лекции, которые доклеивались и в понедельник и во вторник. А согласованная программа была подана мною Правящему Архиерею.

 

Но директор Богов говорит, что он ни с кем не договаривался.

Зря этот взрослый человек лжет, ведь ребят было двое, объявления, в том числе, и вокруг школы, висели с воскресенья, ну, и, наконец, не забывайте о Наталье Геннадьевне Каморниковой. Мне очень неловко, но приходится констатировать, что человек, которого поставили управлять образовательным и педагогическим учреждением, сам не имеет достаточных нравственных и моральных качеств, чтобы хотя бы не лгать перед лицом фактов.

 

Когда Вы узнали о том, что лекции не будет, что Вы сделали?

Утром в десять часов, того дня, когда должна была быть лекция позвонил Андрей Кашников и сказал, что только что разговаривал по телефону с Боговым, и тот в одностороннем порядке отменил договоренность. Директор сказал, что ему запретило некое вышестоящее начальство, которое, впрочем, он отказался называть. До середины дня мы пытались уладить этот вопрос, А. Л. Дворкину я сообщил только тогда, когда все попытки оказались тщетными. Ребята связались с начальницей районного управления образования Онуховой Т. С., и в разговоре с ней почувствовали, что немаловажную роль в начинающемся скандале играет и она. Татьяна Сергеевна ссылалась на какие-то постановления относительно террактов, на отделение школы от Церкви, и в конечном итоге, исчерпав все эти нелогичные аргументы, на прямой вопрос, что неужели она не хочет помочь Екатеринбургской епархии, ответила просто, – «Не хочу, и дел с ней никаких иметь не желаю». Так что у Богова был тяжеловесный тыл, и почему бы ему ни вести себя так, как он повел.

 

Скажите, а такая реакция Онуховой вообще типична, во взаимоотношениях с Церковью?

К сожалению, в этом районе, да. Осенью прошлого года мы обращались к ней с предложением об активном сотрудничестве, прежде всего, через районо, она отказала. Когда же на семинаре дошкольных образовательных учреждений наш сотрудник все же выступил и директора детских садов потянулись за этим привлекательным опытом, Татьяна Сергеевна, погрозив пухлым пальчиком, сказала своему директорскому корпусу: «Не пустить их, по закону, мы не имеем право, но помните, что об этом думают наверху».

 

Наверху?

Имеется в виду городская администрация, ведь с Министерством общего и профессионального образования нашей области, у Его Высокопреосвященства есть взаимопонимание. В случае с Онуховой соединились несколько проблем, это и нежелание ее руководства сотрудничать с епархией в вопросах духовно-нравственного воспитания и образования, ведь до сих пор не подписано новое соглашение о сотрудничестве, в результате отказа чиновников продлевать старое. Кроме того, по нашим сведениям Онухова некоторое время находилась в сфере влияния сайентологов, есть информация, что даже посещала их курсы. Отчасти понятно, отчего городское управление образования, а это тоже административная структура, тормозит наше законное взаимоотношение со школами и детскими садами. Ведь при организации серьезной работы выявляются откровенные нарушения, в том числе и законодательства. Мы едва не каждую неделю получаем от родителей информацию, что в той или иной школе действует секта, или ведется безнравственная пропаганда, или педагоги ущемляют детей по религиозному признаку. На прошедшей неделе, к примеру, в том же Чкаловском районе в школе №177 мы обнаружили деятельность одного из тоталитарных психокультов, сейчас потихоньку разбираемся с этим вопросом. Так что есть чего опасаться, нам наши горожане очень дороги, и где есть возможность помочь, мы помочь стараемся.

 

А как Вы сами оценили ситуацию, и что происходило дальше?

Я сразу подумал, что без вмешательства «Новой жизни» здесь не обошлось. Пока точно не известно, на каком уровне, но последующие события позволяют сделать заключение, что на самом высоком. Так всю продолжающуюся скандальную ситуацию городская администрация постаралась вывернуть против Церкви, а не нарушителей закона или сектантов. В любой системе есть порядочные люди. Крылов и Кашников разыскали Каморникову, и ей все же удалось убедить Онухову, в необходимости проведения лекции. Соломоновым решением было то, что директору предоставлялось право самому дать последний ответ. Ребята поехали к 14 часам в школу, но Богов дал распоряжение охране не пускать их и на порог, по телефону заявив, что вообще их не знает. Укрывать дальше от Александра Леонидовича этот скандал было невозможно, и я предложил ему переменить вечерние планы.

 

Я как раз хотел об этом спросить, неужели была такая настоятельная необходимость ехать к закрытым дверям школы, зная, что встречи все равно не будет?

Мы могли бы продолжить прямой эфир на Православном радио, тем более что поступало большое количество звонков. Однако сами посудите, насколько соответствовало бы этике – дать объявления о приезде профессора, и в силу складывающихся обстоятельств, самим не приезжать. Ну и что, что школа закрыта, люди все равно пришли, и извиниться перед ними, ответить хотя бы на какие-то вопросы, а среди пришедших были и матери, у которых дети в «Новой Жизни», было обязательным. Для Александра Леонидовича даже и вопрос не возникал. Рассуждая так, можно ведь и из Москвы никуда не выезжать, писать себе статьи и книги, участвовать в Федеральных телепрограммах. Но каждому миссионеру понятно, что главное – это живое общение с людьми. Представьте, что апостолы послушали бы такого совета, который им давали члены Синедриона и не проповедовали бы Христа, потому, что вносят соблазн в народ. Поэтому, те, кто рассуждает так, что людей можно было просто проигнорировать, мне кажется, делают это из своих удаленных от народной жизни кабинетов, прячась за псевдоцелесообразностью.

 

Я так понимаю, у школы вас уже ждали?

Да, и это было самое удивительное, мы почувствовали, что такое охота на человека, причем «дичью» оказались мы. Днем мною был разослан пресс-релиз о складывающейся ситуации, и мы приглашали журналистов к школе, чтобы можно было убедиться воочию, как жестко тоталитарная секта контролирует район. К сожалению, кроме православных журналистов больше никого не было, возможно, их приезд во многом поменял бы ход событий. Но, что случилось, то случилось. Мы с Александром Леонидовичем подъехали к школе за пятнадцать минут до запланированной встречи. Было холодно, свою шапку профессор забыл в Семинарии, поэтому к людям пошел я, оставив Александра Леонидовича в машине, тем более, он проставлял результаты принятого днем экзамена студентам в зачетки. Он планировал выйти из машины и подойти к школе минут в пять восьмого – когда собрались бы все желающие. Народу было, на тот момент немного, человек 20-25, из них половина – это студенты нашего теологического факультета, которые ездят за Дворкиным по городу, слушая его лекции. Из школы, ко мне навстречу сразу вышла группа милиционеров, во главе с капитаном Шевченко В.В., который представился, как командир «группы захвата». На тот период я и не думал, что захватывать станут нас. Его сопровождали еще два сотрудника в штатском, и местный участковый.

 

Вы говорили, в некоторых интервью, что были знакомы уже с Шевченко.

К сожалению да. Именно этот человек чаще всего приезжал на пикеты православной общественности у ДК «Энергетик» по вызову «Новой Жизни» и творил беззаконие. Также доставлял людей в РОВД, крал их плакаты, листовки и Православные газеты, причем все дальнейшие разбирательства не приводили ни к чему. Единственной целью Шевченко, во всех этих действиях было помочь «Новой Жизни». Правда, тогда он был лейтенантом, а теперь дорос до капитана.

 

Как он попал к школе, и чем мотивировал свое присутствие и свои требования?

Вот это не самый праздный вопрос. Я позже общался с начальником Чкаловского РОВД полковником Ивановым, и он рассказал, что примерно в 17 часов поступил звонок от директора школы, о том, что во дворе школы собираются какие-то люди, которые хотят проводить несанкционированный митинг. Богов попросил прислать милицию. Надо же, директор принимает меры заблаговременно! Уже в 17 часов, когда по определению, никаких слушателей еще не было. Формулируется и будущий жупел обвинения – «несанкционированный митинг». Посылается капитан Шевченко, имеющий навык насилия над православными. Неужели Вы думаете, что это случайности?

Кроме того, Шевченко была поставлена задача, никак не меньше – доставить Дворкина в РОВД! И он, выходя мне навстречу, так ее сразу и сформулировал.

 

Что Вы сами думаете, насчет этих обвинений? Кроме того, СМИ подконтрольные администрации города и сектанты обвинили вас в том, что Вы устроили провокацию.

Мы не первый год проводим в Екатеринбурге разные, в том числе и публичные, мероприятия. Поэтому обвинять Миссионерский отдел в устройстве «несанкционированного митинга» то же самое, что обвинять врача инфекциониста в нарушении правил санитарной гигиены. На все публичные мероприятия формата митинг, или пикет, мы всегда берем соответствующие разрешения и делаем заблаговременные уведомления. Что же касается других наших действий, в данном случае – проведении лекции в школе, то ни один закон не говорит об уведомлении администрации или милиции, это выдумка. Люди не должны были собираться на улице, то, что Богов не пустил их в школу, не наша вина. Так рассуждая, можно сказать, что если кто и был причиной «организации митинга», так это сам директор, отказавшийся впустить людей в тепло. И уж тем более, никак не А. Л. Дворкин, или я были «организаторами», местные жители позвали московского ученого, я его привез.

По части провокаций СМИ администрации, безусловно, специалисты, особенно по части лжи. Я помню, когда православная молодежь закрывала клуб гомосексуалистов, чиновник администрации Тушин лгал, что все это делается за деньги, которые, якобы, православные вымогали у администрации. Это люди с очень низкой планкой стыдливости и понимания того, что допустимо, а что нет в моральном плане.

Вот рассудите-ка сами: кому была бы выгодна эта ситуация? Церкви? Но Святейший Патриарх высказался очень резко, по случившемуся событию, кроме того, публичное унижение православных миссионеров в обществе воспринимается по-разному. Наконец, опасности подвергся такой известный человек, как А.Л.Дворкин, личный гость Его Высокопреосвященства, Екатеринбургская епархия, успешная во многих отношениях, оказалась бессильной в таком происшествии, и это тоже, в определенном смысле – не самая лучшая репутация.

Милиции, как таковой, это только дополнительное расстройство. И так уровень доверия общества к правоохранительным органам, особенно в части, так называемой «общественной безопасности» и корпуса участковых очень низок. А тут еще и уголовное дело возбудили. К сожалению, выражаясь жаргонным языком, милицейские, за исключением самого Шевченко, оказались подставленными.

Но есть две категории, которым ситуация, при развитии ее несколько по иному сценарию, была бы чрезвычайно выгодной. Во-первых, это сектанты, и не только «Новая Жизнь». Ведь проследуй мы покорно, вслед незаконным требованиям Шевченко в РОВД, уже из этого сектантские пиарщики, уже назавтра, сделали бы сенсацию: «Православный сектовед задержан милицией», «Ксенофобия пресечена сотрудниками РОВД», «Дворкин попал на нары» – и оправдывайся потом, сколько хочешь. Секты и так сопровождают все публичные выступления Александра Леонидовича рассылкой того или иного «компромата» на него, по чиновникам тех местностей, которые его приглашают. Последний пример: один из заместителей Главы города согласился-таки рассмотреть документы об опасности, которую несет тоталитарная секта «Новая Жизнь», но поставил условие – документы от А. Л. Дворкина он принимать не будет, так как ему якобы сообщили, что это никакой не ученый, и из Америки его выгнали, и много чего еще. Кто распространяет эту чепуху? Понятно, что не сам Александр Леонидович. Все это обман, но приходится же тратить много времени, для того, чтобы опровергать всякий бред, а у людей уже складывается стереотипное мышление. Я знаю, что и про меня разносят всякие нелепицы, ну что же поделать, это, конечно, мешает работе, приходится терпеть, а где возможно, и препятствовать появлению таких слухов. Например, сектанты регулярно заявляют о том, что я нарушаю их права, разжигаю религиозную рознь и нетерпимость, пару раз даже в прокуратуру обращались, однако в возбуждении дел им отказали. Потому что ничего этого нет, а бояться справедливой критики о себе – признак тоталитарного мышления. Мы не занимаемся, в отличие от них насилием, мы просто делимся информацией и выражаем свое мнение.

Городской же администрации, которая неоднократно была замечена, как Вы сами сказали, в неравнодушии к сектам, это и повод поквитаться с нами. Но самое главное – это замечательный элемент той стратегической линии по дискредитации деятельности Русской Православной Церкви на Урале, которая в особенности, обнаружилась после закрытия клуба гомосексуалистов, который должен был занимать помещения в составе городского медиа-холдинга. СМИ городской администрации, в еженедельном почти режиме, раскручивают одну и ту же оценку деятельности епархии – как деятельность скандальную. Даже когда нашего Архиерея по итогам оценки деятельности сделали лауреатом премии «Человек года», только городские каналы позволили себе глумиться и ехидничать. А ведь кажется, что это честь для нас, – когда такой видный деятель нашей Уральской земли отмечен на Федеральном уровне. Нет, информационная стратегия совершенно иная. Тем самым, целенаправленно создается определенное общественное мнение, чтобы манипулировать им в случае будущих взаимоотношений с Церковью. Ведь до сих пор, не решен целый ряд как нравственных, так и имущественных вопросов с верующими. Собственно, вся оголтелая кампания по дальнейшему нашему очернению показывает, как бы могло преподноситься происшествие, случись оно по спланированному сценарию. Странно только, что медиа-дирижеры несколько не отдают себе отчета в том, что вся Россия, включая такие Федеральные ресурсы, как НТВ, ОРТ и «Маяк» оказали поддержку пострадавшим, и решительно осудили насилие, и только городской медиа-холдинг, против Церкви и против России.

Что же касается нынешней ситуации, безусловно, нам надо использовать ее для того, чтобы привлечь большее внимание общественности и Государственных структур к проблеме тоталитарного сектантства.

 

Вы говорили о том, что Шевченко потребовал от вас с Дворкиным проследовать в РОВД. Но согласитесь, с точки зрения милиционера, это вполне законные требования.

Нет, не законные, иначе не было бы возбуждено уголовное дело по статье превышения служебных полномочий. И я сразу об этом сказал Шевченко, он не поверил, теперь проверяет на собственной шкуре. Выходит, что священник лучше знает законодательство, чем милиционер. Та причина, которая уже была названа, как повод доставки в РОВД к нам не имела ни малейшего отношения. Мы и не собирались проводить встречу, даже на улице. Более того, на момент требования проехать в ГУВД, А. Л. Дворкин находился в машине и еще из нее не выходил. Шевченко даже не подождал, пока он выйдет и подойдет к школе. Я уже сказал, что было холодно, около десяти градусов мороза, Александр Леонидович забыл шапку, и максимум, на что бы его хватило – на пятнадцатиминутный разговор с родителями детей сектантов и извинения. Помимо Шевченко, остальные сотрудники РУВД были в штатском, документы предъявить отказались, представиться тоже. Да и сам Шевченко никаких документов не предъявлял. То есть милиционеры грубо нарушили закон, и ехать за какими-то подозрительными личностями (откуда мы знали, что они, действительно, были сотрудниками милиции?), от которых к тому же пахло спиртным, мы совершенно были не должны. Так что, считайте, что наш отказ был продиктован обычным чувством самосохранения.

Мы беседовали несколько дней спустя с заместителем областного прокурора господином Ежовым, и он отметил, что такие профессии как врач, учитель, священник, априори предполагают невозможность общественной угрозы или, по крайней мере, ее низкую возможность. Но ведь Шевченко и слушать ничего не хотел. Он подбежал к машине, в которой сидел Александр Леонидович, отобрал у него паспорт, причем грубил и хамил, обращался к нему на «ты», а впоследствии демонстрировал и знание других «не русских языков», употребляя их в качестве средства общения. Возможно, просто оттого, что был слегка навеселе. Другие его помощники вели себя еще более агрессивно, даже не желая представиться. Очень тревожно было, когда в руках этого горе-милиционера оказался паспорт Александра Леонидовича. Ведь ему завтра нужно было улетать, а что может сделать с документом милиционер, откровенно нарушающий закон, было неясно. Естественно, мы не стали подчиняться незаконным требованиям, Шевченко попытался применить силу, сначала сам, но народу вокруг было слишком много, поэтому он и вызвал подмогу, которая, на удивление, примчалась в большом количестве весьма стремительно.

 

Как Вы думаете, согласись Вы проехать в РОВД добровольно, что бы произошло?

Ничего. В самом прямом смысле ничего. Ведь доставка нас туда была делом незаконным. Поэтому от нас бы потребовали написать объяснительные, которые мы по закону имеем право и не писать, в качестве издевательства и унижения держали бы часа три, а после, под усмешки, отпустили бы. Вот и все. Я, почему так уверенно об этом говорю, потому что с 2000 года городская милиция более 15 раз задерживала православных активистов, в том числе и духовенство, меня, священника Никиту Суровейкина, иеромонаха Флавиана (Матвеева) и все это заканчивалось ничем. То есть никаких обвинений нам не предъявляли, в суды дела не передавали. Согласитесь, что такой финал каждого задержания свидетельствует лишь о том, что у милиции не было другого повода, кроме того, чтобы нас убрать с улицы, и обеспечить сектантам возможность действия. Александр Леонидович, поскольку он не местный, не знал о таком порядке, а мы, к сожалению, уже научены горьким опытом взаимоотношений. Причем эта безнаказанность поощрялась администрацией города, в прошлом году, когда в Моздоке я повстречал милиционеров Кировского РОВД, интенсивно защищавших тоталитарную секту кришнаитов и применявших насилие к нам, они мне честно признались, что им из администрации приказали.

 

Почему кадры Православного оператора так скупы, ведь Вы рассказывали о том, что Вас били, милиции было много, а на съемках видно Шевченко и его помощника, остальные – это гражданские?

Очень просто, подъехавшие на помощь Шевченко милиционеры, по его приказу отобрали камеру и затолкали в УАЗик, где перевозят преступников, оператора Виктора Григорьева, поэтому все остальное оказалось не заснятым. Это тоже, кстати, аргумент – если ты делаешь все законно, то чего тебе бояться журналистов. Наоборот, снятые кадры дадут впоследствии возможность оправдаться. Ответ только один – гласности боится лишь преступник. До сих пор, на некоторых форумах Екатеринбурга, с подачи 41 административного канала муссируется эта тема. Вот мол, есть документ, на котором не видно, что милиция ведет себя некорректно. Во-первых, видно, а во-вторых, камера пострадала первой, вместе с оператором. Так что это цинизм – требовать от журналиста сидящего за решеткой, чтобы он нам показал всю картинку.

 

Что было дальше?

Кошмар, абсурд и дикость. Примчались три УАЗика, две легковые автомашины, всего до 15 сотрудников, словно мы с профессором Дворкиным Масхадов и Басаев.

Александру Леонидовичу заломили руки и начали вталкивать в УАЗ, меня также схватили за руки, один пробовал повалить подножкой, но другой, более смышленый, ударом в живот опрокинул в снег, по которому лицом меня возюкали с минуту. Все это в сопровождении матерной брани, антицерковных выкриков, мол «ломать, ломать попов надо». К чести русского офицера, который там представлял национальное меньшинство, командиру роты ППС подполковнику Кузнецову, удалось нас вырвать из рук Шевченко и уговорить его, чтобы нас доставили в РОВД все же на нашей машине, пусть и под его конвоем. Схватили, также Кашникова и Крылова, остальных просто отшвырнули, обматерив и оскорбив. Короче, гестапо на оккупированной территории. Женщины, которые стояли вокруг плакали, умоляли милиционеров прекратить избиение. Самое большое неудобство, кроме того, что было ужасно стыдно перед Александром Леонидовичем, заключалось еще и в том, что там были и мои студенты, у которых я преподаю на теологическом факультете. Вряд ли это успех педагогики – давать возможность учащимся смотреть, как их преподавателя катают носом о землю.

 

Насколько я понимаю, именно в момент Вашей доставки в РОВД Вы вызвали помощь и сообщили о случившемся журналистам.

Совершенно верно, телефон у меня не отобрали, поэтому время, которое мы ехали в РОВД, я использовал на обзвонку. Архиерей был в Москве, но мы сообщили первому помощнику протоиерею Владимиру Зязеву о случившемся, нашему пресс-секретарю, руководителю информационного отдела. Слава Богу, что я догадался позвонить депутату Городской Думы Андрею Владимировичу Кабанову, он в прошлом году побывал в примерно такой же ситуации, поэтому отреагировал немедленно. Именно он попросил депутата Государственной Думы РФ Евгения Вадимовича Ройзмана приехать к нам на выручку.

Когда мы подъехали в РОВД, на его крыльце стоял полковник, очевидно, руководивший всей операцией, отдавая последние распоряжения: «Относиться по-обычному, невзирая на чины, звания, саны, вероисповедания…». Я попросил его остаться, предупредив, что сейчас в РОВД будут названивать и приезжать разные люди, надо, чтобы кто-то из ответственных людей оставался на месте, а не ничего не знающие прапорщики. Но полковник лишь махнул рукой, и скрылся в своем легковом автомобиле. Напоследок я уточнил у него, можно ли считать это задержанием, и он ответил, что конечно, и все документы на задержание будут оформлены. Как, впоследствии, оказалось, и это была ложь.

 

Как к Вам относились в РОВД?

Сначала глумились, а потом, когда приехали депутаты Ройзман и Кабанов все попрятались.

 

То есть как?

А так, даже Шевченко заперся в своем кабинете и больше я его не видел. Случилось именно то, о чем я и говорил выше – нужды доставлять нас в РОВД никакой не было, нам так и сказали: «Зачем Вы сюда приехали»? Представляете, мы, в сопровождении журналистов, которые стали приезжать и брать первые интервью, ходили по всем коридорам, заглядывали в кабинеты, пытаясь выяснить, кто будет отвечать за произвол. Было, одновременно, и смешно и стыдно. Бить тебя, когда двое других держат за руки, смелости хватает, а вот взглянуть после этого в глаза, уже нет. Дольше всего держали молодых ребят, из которых пробовали вытянуть объяснительные, то есть доносы на себя, при этом, отказываясь оформлять протокол задержания, ведь это документ, и его нужно будет обосновывать. Их то мы и ждали два часа. А за это время я увидел и услышал, как будет подаваться в городских подконтрольных администрации СМИ версия нашего попадания в РОВД. Начальник криминальной милиции Чкаловского района господин Мельников, при мне, не смущаясь так откоментировал ситуацию: «Сотрудники милиции вели себя корректно, Дворкин и священник сами приехали в РОВД». Также, после, врал и господин Тимониченко, начальник городского УВД, ну и Бог с ними, кто бы сомневался, что они так себя будут вести.

Смешнее всего была версия о том, что мы сами напали на милиционеров, интересно зачем? А после приехали в РОВД с ними разбираться.

 

Вы обращались в травпункт?

Александр Леонидович нет, а я, было, поехал, сначала, но, увидев там большую очередь, не стал ждать. Впоследствии по направлению прокуратуры, как потерпевший я съездил в судмедэкспертизу, там все зафиксировали. И ссадины на переносице и синяки на руках. Так что журналисты и сектанты, иронизировавшие по поводу нашего «побитого внешнего вида, которого не видно», могут успокоиться. Увы, видно.

 

Что Вы делали на другой день и в последующие?

Мы собрали пресс-конференцию, для того, чтобы ответить на возможные вопросы общественности. Проводили Александра Леонидовича в Москву, у него на другой день должна была быть заграничная командировка. Я написал обращение на депутата Ройзмана, а когда меня пригласили в прокуратуру для дачи показаний, с удовольствием их дал. Что же еще? Мы продолжаем трудиться, как и прежде. Сейчас немаловажной задачей остается вопрос возвращения Дома Культуры жителям микрорайона, они, кстати, после всего случившегося, еще более сплотились. Никто не хочет жить по соседству с организацией, благодаря которой устраивают такие беззакония. Увы, ситуация с правоохранительными органами Екатеринбурга, кажется, не сильно меняется. Они написали заявление по поводу одного из пикетов, который был проведен по горячим следам в ГорУВД, и милиция на редкость рьяно приняла его к производству. Понятно, что и эта история закончится ничем, но все же время потратить придется. Нам нужно будет привыкать, что по любому поводу, касающемуся сектантов, если Глава администрации города не сделает внушения своим чиновникам, которые порочат городскую репутацию, нас будут всячески третировать.

Последнее ноу-хау юридического отдела секты, чтобы остановить пикетирование у своих стен, была ссылка на Федеральный Закон, о том, что ДК – это их культовое здание, у которого пикеты проводиться не могут. Вот не знал, что городская администрация раздает в аренду имеющиеся у нее в запасе «культовые здания». А мы то думали, что это учреждение культуры и досуга, лишь арендованное сектой, но в перспективе, если в городе все наладится, его прямой функционал можно будет восстановить.

 

Как Вы оцениваете ту информационную кампанию против Церкви, против Вас и против Дворкина, которую развернул административный медиа-холдинг?

Как их большую ошибку. Впрочем, видимо они учатся у своих друзей сектантов, те, на следующий день, тоже выступили с заявлением в поддержку действий милиции. Было забавно смотреть, как на их сервере с каждым последующим днем, когда ситуация все более упрощалась, в силу реакции прокуратуры, извинением начальника ГУВД и заявлением Святейшего Патриарха, они были вынуждены брать свои слова назад.

Городская же волна информации, не без ведома, я так понимаю, господина Тунгусова В.Г. так и застопорилась на первичной лжи. Самое потрясающее, это то, что обнаружились старые обиды на православных. В газетах Уральский рабочий и Вечерний Екатеринбург вышли статьи, где не только это случай подавался в ложных тонах, но и содержались призывы не допускать влияния православных на общественную жизнь. Мол, несколько лет назад, под давлением православной общественности был закрыт клуб для гомосексуалистов «Клон», и тогда администрация оказалась не готовой отстоять свои права. Но уж теперь…А что теперь? Сектанты? Славная компания для противодействия Православному возрождению – антицерковники, гомосексуалисты и сектанты. Что же, если приоритеты не изменяться, нас ждет не самое веселое и радостное будущее в третьем по значимости городе России, которым под полой Главы города управляют такие чиновники.

 

Беседовал Владимир Тулупов

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы