Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
8-916-005-7397 (10:00-20:00) Whatsapp Telegram

«Обереги от нечистой силы» и «обряд очищения через венок» в сельском ДК - 17.06.25

Фото: podolskofficial.ru

Неоязычество и «славянский оккультизм» с «альтернативной историей» и мифологией, так называемым «фейклором», в последнее время все чаще пытаются мимикрировать под традиционную русскую культуру и реализуются на практике самым причудливым образом в довольно неожиданных местах. Например, в сельских муниципальных домах культуры.

Так 21 июня в 19-00 на базе СДК «Романцево», в поселке Радиоцентра Романцево Подольского городского округа, пройдет мероприятие с говорящим названием «Купальский вечер».
 
Делается этот «праздник» в рамках отдельной программы ДК, которая называется «Русский музей быта и обрядов». В рекламном анонсе на странице «Музея быта» про мероприятие говорится следующее:

«Приглашаем всех желающих окунуться в атмосферу народной культуры и насладиться традиционным праздником Купала! В стенах «Русского музея обрядов и быта» вас ждет насыщенная программа, наполненная магическими традициями, обрядами и развлечениями».

Здесь, конечно, скептики сразу скажут, что изучение, тем более в культурно-развлекательном формате таких «традиций» — это совсем не исполнение оных, и не вовлечение в неоязыческие практики. 
Но нет, речь идет именно о практиках, как следует из того же анонса:

«Старинные обряды:
Погрузитесь в мир древних обычаев и примет, связанных со старинным праздником.

Бросание венков в пруд:
Примите участие в одном из главных ритуалов праздника — бросании венков в воду, и, если гадание на суженого для вас не актуально, пусть этот ритуал станет символом очищения и обновления».

Вообще, «Русский музей быта и обрядов» — это очень странное направление деятельности СДК «Романцево». Странное в смысле наполнения мероприятий, но, что характерно, очень активное.

На официальном сайте ДК «Романцево» перечислены некоторые из этих «активностей». Среди них, например: «Мастер-класс «оберег от нечистой силы» или сезонные славянские праздники (Масленица, день Петра и Февронии, Иван Купала и проч.), мастер-классы по гончарному мастерству и изготовлению традиционных кукол». Да и вообще, один неоднозначный пассаж о том, что: «и сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной культуре» может породить определенные вопросы к руководству ДК.

Хочется надеяться, что хотя бы день святых Петра и Февронии методисты музея проводят в православной традиции. Благо, на это намекают фотографии из одного из местных храмов со священником в сообществе «музея» в ВК. И, кстати, наличие взаимодействия со священником вызывает вопросы к тому, почему он не комментирует другие «интересные мероприятия» ДК «Романцево».

Потому что, например, «матер класс по оберегам» в сектоведческой среде называется – изготовление оккультной атрибутики. Да, это не некие «исконные традиции», это тот самый бытовой оккультизм. Равно как и «традиционные куклы», которые вполне себе наделяются в этой неоязыческой и оккультной «традиции» мистической силой.
  
Ну а что касается Ивана Купалы – то это как раз неоязычество во всей красе, впрочем, как и Масленица, которая на бытовом уровне сейчас все меньше имеет отношения к православной традиции Сырной седмицы. 

Если возвращаться к празднованию Ивана Купалы, то сами сотрудники в 2024 году описывали его так:

«Купала – особенный день в календаре наших предков, день, когда всё вокруг наполнено магией, день, когда любое действо имеет глубинный смысл, день, когда весь народ, как единое целое! Не отставали от традиций и участники праздника на поляне музея, вместе водили хороводы, украшали Ярило, девушки плели венки, мужчины показывали свою силушку богатырскую».

Тут, собственно, стоит поговорить про Ярило и явление так называемого «фейклора». Это «новодел» образца XVIII и XIX веков, придуманный русскими поэтами, продвигавшийся в качестве «исконной славянской мифологии», которая до нас если и дошла, то в следовых количествах.

К такому «новоделу» относится и Ярило, история появления которого в профильных источниках объясняется так:

«В реальности Ярило (или Ярила) — олицетворение летнего праздника урожая, встречающееся в фольклорной традиции некоторых, преимущественно южных регионов России. Так называли чучело, такое же как Масленица, Кострома, Кострубонька и прочие. Куклы изготавливали к празднику, их украшали, придавали им половые признаки, проносили с песнями по деревне, а потом хоронили или сжигали. В этом ритуале писатели XVIII–XIX веков угадали признаки солярного божества и домыслили всю его атрибутику. Таким он продолжает видеться современным неоязычникам».

То есть подобное взаимодействие с таким чучелом — это все же неоязыческие практики, не больше и не меньше. 

Самое печальное, что все это перемежается вполне себе интересными и безобидными мероприятиями вроде выступлений фолк-роковых коллективов, патриотических реконструкторов и прочим файер-шоу. Но, увы, на все это безобидное и интересное распространяется оккультный флер.
 
Характерно, что тот же Купала был в 2022 году ориентирован в первую очередь на детей:

«Младший школьный возраст – это возраст сказки.
Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими»..

В этом анонсе также присутствует мастер-класс по «оберегам от нечистой силы». Так что здесь мы можем предположить вовлечение в оккультные практики несовершеннолетних. 

Сейчас, кстати, в анонсах «музея» такой акцентуации нет, есть просто пометка, что возрастной состав участников «12+». Есть мнение, что даже у методистов сельского клуба все же закрались некоторые сомнения по поводу такой рекламы для подобных мероприятий.

В любом случае, мы можем наблюдать на базе поселкового муниципального клуба многолетние и регулярные мероприятия довольно сомнительной, мягко говоря, направленности. Часть из которых к настоящим, а не «фейклорным», традициям не имеет практически никакого отношения. Более того, отношение они могут иметь к достаточно опасным для психического и физического здоровья граждан вещам типа неоязычества и оккультизма. 

Георгий Раковский

17.06.2025

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы