Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Хвандан Гоги, магоги и, возможно, даже гиви - 25.03.16

По просьбе аудитории представляю рассказ о том, что было на конференции общества Хвандан. Кроме меня из присутствующих в ЖЖ были, как минимум, мой аспирант Роман Лобов и уважаемый Сергей Алкин  из Новосибирска. А также специально добравшийся сподобиться мудрости древних Уолтер Ким.

Что такое? Кто такой?

Скажу сразу: большинство российских соорганизаторов не были в курсе того, что под вывеской «Всемирной научной ассоциации Хвандан» скрывается секта чынсандо.  Се есть одна из корейских «новых» религий «родноверской» направленности, появившаяся в начале 20 века, когда на фоне падения старой Кореи и постепенной утраты независимости многие занялись богоискательством. Был среди них и Кан Иль Сун (псевдоним Чынсан), который  долго странствовал по Корее, общался со святыми и драконами, выучил  священную мантру (вольный перевод которой в переводе на русский язык звучит как «елы-палы-ухти-тухти-христос-бог-господь-аминь») и объявил себя верховным существом – Санчжэ-ним  (кит. Шанди).
Вскоре, правда, его арестовали японцы, заподозрив в причастности к Ыйбен, и хотя через 40 дней освободили, арест вызвал удивление и недоверие – как это Верховное Существо не смогло чего-то сделать с какими-то японскими полицейскими. Этого Кан пережить не мог и предсказал себе скорую смерть – каковая в 1907 году и случилась, после чего учение раскололось на несколько сект. Нынешнее Чынсандо возродил покойный Великий наставник, Ан Ун Сан, сын и преемник которого Ан Гён Чжон и был главным устроителем мероприятия.

В доктрине Чынсана преобладают элементы шаманизма и даосизма (включая использование волшебных заклинаний и амулетов), совмещенные с характерным для протестантских сект учением о грядущем  «переходе в новый мир», который будут сопровождать отбирающие «достойных»  природные катаклизмы, войны и эпидемии. Секта Чынсандо даже утверждает, что после «переустройства» земная ось станет перпендикулярной орбите планеты. Да, именно эти товарищи нас и посетили.

Но вернемся к началу века. Помимо богоискательства, значительное количество корейских националистов, не имея возможности что-нибудь сделать в современной им политике, «взяли реванш в истории» и написали достаточное количество исторических трудов, рассказывающих о том, какой великой и могучей Корея была в древности. Тексты о славном прошлом должны были мотивировать борцов национально-освободительного движения не терять боевой дух, и значительная часть таковых являлась «изобретенной традицией».

Скорее всего, именно в это время были «обнаружены» летописи Хвандан Коги (кор. 환단고기), признанные подделкой как южнокорейской, так и северокорейской академической исторической наукой.  Переводится это как  «древние записи Хвануна и Тангуна», по сравнению с которыми Велесова Книга или «Украинский мифологичный словник» нервно курят в углу.  В этих сочинениях Древний Чосон предстаёт развитым древним государством, Тангун из имени мифологического «царя Гороха» превращается в титул, а государству с тангунами во главе предшествуют государства Хвангук (кор. 환국), объявляющееся общей прародиной всех мировых цивилизаций, и Пэдаль (кор. 배달), считающееся уже прародиной культур Восточной Азии. Первое издание этого текста состоялось в 1979 году, а согласно принятой версии некая группа корейских патриотов во главе с Ли Ги и Ке Ёнсу собрала эти разрозненные тексты, написанные в разное время, и представила обществу.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. в южнокорейской исторической науке появляется новое течение, так называемая «Оппозиционная историческая школа» (кор. 재야사학), - свои историческо-патриотические ревизионисты, говорящие о величии Корейского государства и во многом отталкивающиеся от национал-исторической пропаганды начала века. Именно эта школа сделала своим знаменем Хвандан Коги, после чего их стали поддерживать как ультранационалисты, так и некоторые консервативные круги во власти. В принципе, дальнейшее развитие корейских ревизионистов напоминает путь ревизионистов российских, когда политическая конъюнктура, определенное положение в академической науке и распространенность интернета позволили им из маргиналов стать частью мэйнстрима.

И это очень важно. Если у нас Задорнов и Ко, все-таки, лежат вне пласта академической науки, и даже на Украине «древние укры» вопреки мнению некоторых патриотов не включены в школьную программу, а ученые из Национальной Академии Наук Украины над этим открыто смеются, здесь книги о величии древней Кореи, и о том, что майя произошли от корейцев, издаются в научных сериях еще с середины 1990-х.          Представителям традиционной исторической школы приходится конкурировать с «оппозиционерами» не только за аудиторию, но и за финансирование – особенно много приверженцев данного течения в университетах Инха и Тангук, а также в органах власти. В 2014 г. было создано «Международное научное общество истории и культуры Хвандан» (кор.세계환단학회), которое активно взялось за продвижение изучения «Хвандан коги» как в Корее, так и за рубежом, в том числе и в России 세계환단학회

Как все прошло

Надо отметить, что руководство секты, в общем-то, рассчитывало, что у них все получится: среди российских корееведов не так много древников, а среди древников – не так много тех, кто знает, что такое «Хвандан коги». Поэтому  они рассчитывали, что, накрыв поляну, и проведя конференцию в двух частях (часть первая – доклады, часть вторая – лекция о «Хвандан Коги»,  в процессе которой вопросы к докладчику не предусмотрены), они сумеют   заявить о том, как российская аудитория с радостью и благодарностью восприняла то, что настоящая история Кореи насчитывает 9200 лет.

Первая часть мероприятия прошла более или менее похоже на научную конференцию. Был доклад Ким Ен Уна о том, что российские ученые думают о тангунском Чосоне (очень вежливо намекнул, что в условиях палеолита речь может идти максимум о союзе племен). Затем выступила О. Дьякова с докладом по истории Бохай. Интересно, но в общем, - не совсем по теме конференции.

А далее выступил представитель заказчика – профессор Нам из РК, который рассказал нам про «рассмотрение Хуншаньской археологической культуры с точки зрения политической антропологии». Услышав подобное название, Роман, если опустить все ругательства, потому что политогенез на указанной территории происходил несколько позднее, не сказал ничего, и продолжал ничего не говорить по мере того, как, отталкиваясь от нескольких изображений, автор выяснил, что Хуншаньская культура, на самом деле, корейская, и анализировать ее нужно не с позиции археологии. А самое главное – это никак не относится к предмету политической антропологии После чего оказалось, что перед нами на самом деле могучее государство с духовными традициями, демократией и гендерным равенством (фигурки мужчин и женщин встречаются поровну же!).

Этот доклад, безусловно, вызвал вопросы, причем ни на один из них докладчик не ответил. Вначале Сергей Алкин, который в прямом смысле лет тридцать копает данную проблематику, спросил в каком именно захоронении были найдены кости медведя, на основании которых докладчик сделал целую серию глубоких выводов. Затем Наталья Ким аккуратно поинтересовалась, надо ли делать вывод о том, что если в захоронении найдены кости свиньи, то есть поклонение духам свиньи.

Я чуть не развил эту тему, заявив, что в таком случае, «это же элементарно доказывает, что именно древние корейцы распространили по всему миру свиноводство, а то, что в современных языках слово «свинья» имеет негативную коннотацию – так это связано с попыткой вытравить этот момент из народной памяти. Однако позитивная роль свиньи отражена, например, в сказке «Три поросенка», сюжет которой является аллегорическим отражением борьбы международного сообщества с международным же терроризмом, аллегорически изображенным в образе серого волка (турецкие бозкуртлар передают привет), но меня опередила профессор Дьякова и задала вопрос о том, как можно по обнаруженным артефактам делать вывод о существовании во время оно демократии, социальных групп и гендерного равенства. Поэтому, я лишь задал вопрос о том, насколько уместно делать далеко идущие выводы по одиночным картинкам и вспомнил известную фреску, на которой изображен летающий шаман, по другой – мастер корейских боевых искусств в специфической стойке, а по третьей версии – это просто танец.

Небо круглое, земля квадратная, Хвандан Коги наше все!

Во второй части солировал Ан Гён Чжон. Естественно, что никто не называл Его Святейшество Его Святейшеством. Нам его представили как переводчика «Хвандан коги» на русский язык, однако в процессе лекции «Остапа занесло», вместо полутора часов он говорил три. Вначале он держался темы, потом решил  поведать нам «истинную историю России» и ближе к концу он улетел в дебри чынсандосской теологии, включая декламацию мантр, которые подхватывали насаженные в зал адепты его секты.

Честно говоря, решение насадить в зал «своих» оказалось, на мой взгляд, главной стратегической ошибкой. В результате, Ан Гён Чжон перешел из режима лекции в режим проповеди, и  у русскоязычной аудитории сложилось вполне определенное впечатление о том, с кем она имела дело.

На каком-то этапе переводчик Его Святейшества делал все, чтобы открыто не смеяться, и ближе к концу лекции переводились только самые ключевые вещи. Впрочем, это могло быть связано и с тем, что Его Святейшество говорил долго, быстро, эмоционально и для переводчиков обычно такой вариант очень сложен. Впрочем, я надеюсь, что письменный текст этой лекции будет доступен хотя бы на корейском, дабы аудитория могла удостовериться в том, что нижеизложенное не является плодом моего воображения или слуховой галлюцинацией. Впрочем, в ФБ есть фотографии с его выступления, где в кадр попали и элементы презентации. https://www.facebook.com/onekorea.ru/photos/a.755676714533589.1073741853.626960180738577/755677011200226/?type=3

Веселья для меня было много,  потому я лишь приведу запомнившиеся мне цитаты, стараясь воздерживаться от уничижительных комментариев.

 

То, что в процессе лекции по истории России Его Святейшество перепутал патриарха Филарета и Филофея – это, как вы сами понимаете, уже несущественные мелочи. Опять же, он все-таки не озвучил тезис, который я наблюдал у иных представителей сего учения - «Бояре, правящая элита России, имеют древнекорейское происхождение, поскольку «боя» это искаженное «пуё», в то время как остальные славяне происходят от латинского слова «раб» и были их слугами. Таким образом, у двух наших стран общая история». И хорошо, ибо я представляю себе реакцию шизанутых патриотов, занимающих в России ту же нишу, что и Его Святейшество в Корее.

Скажем пару слов и о доказательной базе Его Святейшества, которая сводилась к двум тезисам: первое – «чуть позднее мы приведем неопровержимые доказательства того, что это так» и «злые японцы уничтожили все пруфлинки, но мы-то знаем». Хотя по поводу «древних летописей», я бы с удовольствием задал следующие вопросы:

 

Кроме того, хватало и привычного для российских исторических фриков: «официальная история…» и «власти скрывают». Классические историки Ли Бёндо подвергаются особой критике, поскольку находятся в плену «колониальной» историографии и пытаются использовать археологический подход в то время, как корейскую историю надо исследовать по-другому.

В иных вещах хватало откровенной лжи. Например, передергивание цитат из Бутина. Да, Бутин говорил о важности изучения Древнего Чосона, но при этом он не заявлял ни об историчности Тангуна, ни о том, что Древний Чосон занимал ту территорию, которую ему приписывают авторы Хвандан Коги.

Экспонаты из Новосибирского краеведческого музея, в котором я в свое время был, подавались в его презентации как экспонаты времен государства Хвангук. Хотя многие из них имеют, как минимум, иную датировку.

Любопытно, что единственная книга, на которую он сослался – работа Ариеля Голана «Миф и символ», где по узорам и символике автор пытается реконструировать суть философских воззрений. ИМХО, методика Очень спорная.

В общем,  с доказательством своих тезисов у хвандангогиков возникают проблемы, поскольку подлинность летописей, на которые они ссылаются, мягко говоря, многими оспаривается, а археологических фактов не так много. Поэтому они, в частности, пытаются заявлять, что Хуншаньская культура на самом деле не китайская, и китайские претензии на нее можно сравнить с претензиями Турции на древнегреческое наследие на основании того, что часть территории, на которой находилась древнегреческая цивилизация, находится в составе Турции. Кстати, конкретно с этим тезисом выступил советник посольства, прикрывавший мероприятие по дипломатической линии.

... и что нам теперь с этим делать.

Возможно, если бы Общество Хвандан сразу вышло на поклонников Фоменко, а еще лучше – на Задорнова, их бы ждал гораздо больший успех, и возможно – даже более благодатная аудитория. Кроме того, Его Святейшество мог бы получить эфир на Рен-ТВ, где смотрелся бы  адекватно на фоне обитающей там публики. Но пытаться получить одобрение академического сообщества у сектантов, похоже, все-таки не получилось.

Мне вспомнилось, как в  1990 году М.С.Горбачеву предложили встретиться с видным корейским меценатом и деятелем культуры. Таковым, правда, оказался преподобный Мун, после чего, как говорят, все, кто имел отношение к организации этой встречи, вылетели с госслужбы, ибо одиозность Муна и его секты была общеизвестна. Можно вспомнить и историю о том, как в 1990-е еще один выдающийся гуру выступал на российском ТВ и даже пленил секретаря Совета Безопасности. Звали этого духовного учителя Сёко Асахара.

Так что  я считаю (и да простит меня Небо за возможную неполиткорректность!), что нам хватает собственных фриков, с которыми наши историки должны, но пока не могут разобраться. И подобная псевдоистория, помноженная на национализм – это очень годный фактор увеличения напряженности, ведущий к очень неприятным последствиям. Поэтому я обдумываю идею коллективной монографии или хотя бы отдельного номера «Вестника Российского корееведения», посвященного «проблеме исторического ревизионизма в корейской древности», с тем, чтобы там могли собрать корееведы, китаисты, археологи, способные проанализировать «хванданкогизм» с разных аспектов и дать ранний и аргументированный ответ попыткам этих исторических фриков засорить наши мозги.

Возможно Сергей Курбанов, Сергей Алкин и целый ряд иных специалистов-востоковедов, сталкивавшихся с деятельностью данной группы «историков» смогут в относительно короткое время написать материал на 20-30 тысяч знаков, из которых можно будет собрать приемлемый комплексный материал. Потому что те, кто пытаются подружиться и ангажироваться с подобной публикой, на мой взгляд, жестко отрезают себя от исторического сообщества и приобретают весьма специфическую, на мой взгляд, репутацию. А учитывая определенные тенденции в российских гуманитарных науках, это может вызвать и некоторые другие крайне нежелательные последствия на фоне охоты на ведьм (зачеркнуто) «иностранных агентов».

Я вижу проблему и с этой проблемой надо что-то делать. Был бы я менее этичным человеком – с удовольствием бы натравил на них наших фриков из подобной ниши и наслаждался бы зрелищем «битвы жабы с гадюкой». Переубеждать собственно адептов секты – большого смысла не вижу, тем более, что пока российских адептов у нее не образовалось (разве что walter_kim сподобится, но теоретически даже его викинги должны были пронять). Но я не исключаю варианта, при котором они повторят попытку и будут активно использовать свои деньги и влияние для того, чтобы окучивать, скажем, провинциальные вузы. Поэтому, пока я считаю, что надо распространить информацию о том, кто они такие, благо тут и передергивать нет необходимости. Сами они рассказывают о себе исчерпывающе.

Если у аудитории есть какие-то иные мысли по конкретике, в том числе – о работе над сборником, буду рад их услышать.

makkawity

10:09, 23 февраля 2016

LifeJournal  http://makkawity.livejournal.com/3741881.html

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы