Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: iriney@iriney.ru
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Академия развития С.М. Пеуновой. Религиозный анализ методики - 25.05.15

Светлана Михайловна Пеунова. Фото: http://za.ladu-rus.ruСветлана Михайловна Пеунова родилась в городе Ленкорань Азербайджанской ССР. С 1960 года живёт в Самаре. В 1983 году окончила Куйбышевский педагогический институт, в 2001 — Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной, в 2002 году получила сертификат практикующего психолога в Санкт-Петербургской академии психологии, предпринимательства и менеджмента. В настоящее время С.М. Пеунова учится на юридическом факультете Самарского государственного университета. В 1996 году Светлана Михайловна создала Центр традиционной народной медицины «Путь к Солнцу». В 1998 году на базе своего центра С.М. Пеунова создала областную, а в 2003-м — межрегиональную общественную организацию специалистов традиционной и народной медицины. Светлана Михайловна — автор книг «Азбука счастья», «Азбучные истины нашей жизни» (в 2-х частях) и целой серии «Учебник жизни», состоящей из трёх книг. С 2002 года она ведёт еженедельную авторскую передачу «Азбука счастья» на телеканале «РИО».

Общественная организация С.М. Пеуновой не зарегистрирована как религиозная, однако в своих книгах, в частности в последнем издании «Азбучные истины нашей жизни», она излагает свою позицию по основным вопросам космологии и антропологии с религиозной точки зрения. Автор подходит к вопросам религии как теософ, т.е. выступает за создание единой мировой религии. Она пишет: «Именно сейчас пришло время всем религиям озадачиться поиском общих принципов, на которых они основаны. Нельзя жить…по разным правилам».

Учение о Боге-Творце, прикрываясь христианскими терминами, С.М. Пеунова излагает в чуждом христианству понимании. У нее Бог выступает не как личность, а как безличностная сущность. «Сопоставляя с понятиями древнеиндийской философии, православный Отец – это Абсолют, Парабраман, Великая непроявленная сила, сотворившая весь космический мир… Абсолют – это абсолютный вакуум». «Бог - это само устройство мироздания, принцип развития мира, взаимодействия вас с миром. Бог – это весь огромный мир, состоящий из многих входящих в него сфер бытия…», - в этом отрывке из ее книги вводятся элементы пантеизма и даосской философии. Учение о Троице С.М.  Пеунова излагает в своей интерпретации, далекой от православного понимания: «Что такое Триединство? Это  Отец, Сын и Святой Дух. В православии Бог существует в трех ипостасях: Бог-Отец (Творец) сотворил мир, Бог-Святой Дух продолжает преобразовывать его дальше в качестве невидимой творящей силы, а Бог-Сын является олицетворением всего этого невидимого величия в видимом материальном мире. Древняя восточная философия называет непроявленного Творца  Парабраман, его проявленного Сына – Браман, а творящую силу – прана». В приведенном отрывке Пеунова искажает не только христианское понимание Бога-Троицы, вводя разделение действий Лиц Святой Троицы и искажая принцип единосущия триипостасного Бога, но и индуистское  представление о безличном Парабрамане, называя его Творцом, поскольку Творцом может быть только Личное бытие, свободно осуществляющее свою волю. Помимо прочего, прана в индуизме, по определению проф. Л.С. Васильева, это то, что «покидает мертвеца и вселяется в новорожденного», т.е. витальная сила. Св. Дух в учении Пеуновой выступает не как личность, единосущная Отцу и Сыну, а как некая сила. В другом месте С.М. Пеунова прямо пишет: «Все законы религии, философии и науки строятся, как на фундаменте, на жизненной психической энергии. В православии она называется «Святой Дух», в Китае – «ци», в Индии – «Прана», в современной физике –«лептонный газ и торсионное поле». Учение о творении мира по «Азбуке счастья» тоже далеко отстоит от православного понимания. Если в христианстве Бог творит мир из «ничего» - «ex nihilo», и по своей природе Он отличен от сотворенного Им мира, то в книге Светланы Михайловны дается индуистское представление о космогонии, когда мир не творится, а эманирует (изводится) из Парабрамана, становясь с ним единым целым. Однако Пеунова и не собирается отстаивать индуистскую космологию, а пишет: «Великое Безмолвие снова решает творить. Оно произносит «Слово». Это есть волевой импульс, изъявляющий замысел нового творения мира. Этим волевым импульсом оно создает первый … вид проявленной материи». Далее автор высказывает мнение, что Великое Безмолвие – это торсионное поле, т.е. вакуум. Кроме того, в системе Пеуновой Бог зависим от своего творения. Бог или вакуум становится мудрее после прохождения творением цикла эволюции и инволюции (дня Брамы), о чем она пишет: «Вакуум перестраивается в зависимости от того, как прошла эволюция, инволюция, какой опыт приобретен в результате этих процессов. Абсолют становится еще мудрее - курсив мой». Причиной, побуждающей Бога к творению, является ощущение пустоты: «Как только очередной прообраз планеты отойдет от родителя – Творца на достаточное расстояние, и Творец почувствует пустоту рядом с собой, у него вновь проявляется желание творить». Зло в системе Пеуновой приобретает онтологическую базу, являясь низкими вибрациями эфира. Вследствие этого возникает проблема очищения Пространства, т.е. Бога от зла, с которым Он самостоятельно тоже не может справиться: «Пространству необходимо дышать, чтобы быть чистым. Тогда оно говорит … духу, соединенному с грешником по судьбе каналом кармической связи: «Ты можешь очистить меня от грязи, сделай же это для меня. Ведь мы с тобой – одно целое. Очищая меня, ты еще больше совершенствуешь и себя». Пантеизм вводит в Божественную жизнь понятие необходимости – творение становится не актом любви Бога к миру, а императивом Его сущности. Кроме того, Бог становится причиной зла в мире, т.к. бытие мира – это бытие развернутой формы Бога: «Абсолют рождает одновременно два мира: один положительный, другой отрицательный – это параллельные миры: наш мир и антимир. Антимир агрессивный, он стремится навести повсюду хаос. Положительный мир пытается построить гармонию». В этом тезисе искажается понятие о Боге как существе благом, всесвятом, который есть Любовь. В отличие от христианского учения о конечности этого тварного мира и наступлении нового - «жизни будущаго века» согласно Символу Веры, в книгах Пеуновой рассказывается о цикличности мироздания, когда мир уничтожается и возникает бесконечное число раз – понимание, свойственное всем языческим представлениям о мироздании. Человек мыслится не как сотворенное по Образу и подобию Божию существо, по Пеуновой, «если Бог – это все огромное Пространство, весь огромный спектр энергий, которые являются первоосновой нашего мира, то человек - это часть пространства». В православии душа человека творится совместно с телом при зачатии. Учение, предлагаемое Пеуновой, в корне противоречит христианскому пониманию души. В «Азбуке счастья» написано: «Человек – это искра, отлетевшая от Великой Мировой Души. Когда она воплощается на Земле, он чувствует свою оторванность от нее… Мы живем для того, чтобы выйдя из Абсолюта в него же и вернуться с накопленным жизненным опытом. Все мы – искра, отлетевшая от Творца, у всех нас дух пришел из Абсолюта…». Смерть, болезни, катаклизмы и прочие бедствия рассматривается не как последствие грехопадения человека, а как естественное состояние универсума, который переживает определенные состояния, называемые «юги», после чего мир уничтожается и возникает вновь, о чем уже писалось ранее. «В христианских религиях существует понятие «грех». Под этим словом понимается отделение себя от пространства, нарушение пространства, его чистоты, гармонии», - так  учит  Светлана Михайловна. В  православном понимании грех заключался в разрыве связи между Богом и человеком, вследствие чего повредилась не только человеческая природа, но и окружавший человека мир.

Если православные понимают цель христианской жизни как восстановление утраченной связи с Богом и окончательное соединение с Ним, причем такое, когда индивидуальность человека не теряется и не растворяется в нем, то Пеунова считает, что «самое главное в духовном развитии – это развитие ауры и расширение диапазона вибраций до самых высших». В отличие от христианского учения об одноразовом существовании человека на земле, дальнейшем его воскресении, Страшном Суде и будущем вечном существовании, С.М. Пеунова вводит понятие о реинкарнации согласно законам кармы, свойственное и индуизму и буддизму, одновременно используя теорию о постепенной эволюции человеческого духа, что противоречит этим учениям. «Закон Кармы – важнейший закон пространства» пишет автор «Азбуки счастья».

Вот одна из цитат: «Когда человек доходит до состояния Богочеловека, он становится учителем для людей, живущих на следующей планете, он переходит на следующую планету как святой, житель высшего мира и учит людей, которые живут в материальном физическом мире… Учителя наши, Учителя человечества проходили эволюцию на других планетах. Потом эти Учителя становятся Духами планеты. Есть Дух, который руководит эволюцией планеты, есть Дух, который руководит эволюцией всей Солнечной системы. Это значит, что он прошел человеческую эволюцию, прошел эволюцию Учителя человека, эволюцию Духа планеты. В следующей Манвантаре он становится Духом Солнечной системы, затем - Вселенной, Галактики».

И еще один отрывок:  «Пришло время массового решения судеб. И это было названо Страшным судом. Страшен он тем, что это окончательно. Душа, которая не получает права дальше жить, уже не получает права воплощаться и в следующей жизни. В Библии было сказано, что восстанут мертвые. Это значит, что именно те, кто умер, просят для себя очищения, и род ваш судится тоже целиком». Ничего общего с христианством эти высказывания не имеют, как впрочем, и с индуизмом и буддизмом.

Для всех оккультных учений характерно смешивать взаимоисключающие понятия. Так, например, у Пеуновой «Седьмой мир – это Царствие небесное, Нирвана, Рай». В православном учении «рай»  это состояние души после смерти, находящейся в общении с Богом, в буддизме «нирвана» (санскр.- угасание)  это состояние дхарм, того из чего состоит человек, но никак ни душ, ни их общения с Богом, поскольку буддизм отрицает и бытие Бога, и личности, и души человека.

Если в христианстве Иисус Христос есть воплощение второй ипостаси Святой Троицы  Слова или Сына Божия, по С.М. Пеуновой: «Для того чтобы вовремя развиваться, не ошибаться, не тормозить эволюцию, в человечество приходят периодически ВЫСШИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. В христианстве это святые, Иисус Христос, в буддизме – Будда, а в мусульманстве – Мухаммад (Магомет)». Здесь мы опять видим смешение многих понятий и поверхностное знание г-жой Пеуновой и христианства, и буддизма, и ислама.

«Моей жизненной практике наиболее близка теория, изложенная в трудах Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих. Разумеется, это не их собственные теории, а только лишь изложение древнеиндийского учения о происхождении и развитии материального мира» пишет Светлана Михайловна. В то же время многими экспертами доказано, что теория вышеназванных лиц, отлученных, кстати, от Церкви, есть их собственное изобретение под названием «теософия», которое отлично от самого индуизма. Многие лидеры восточных культов себя считали «просветленными», «аватарами», что естественно вытекало из пантеизма восточной философии. Но для самой Индии все они являлись лишь представителями различных сект, поскольку индуизм предполагает обязательную принадлежность к кастовой системе Индии. По всей видимости, г-жа Пеунова тоже считает себя Высшей Индивидуальностью. Чего только стоит призыв обращаться к ней с молитвенной помощью: «Ты тоже, дорогой читатель, можешь задать мне мысленный вопрос по мере чтения этой книги, и не один. Ты заметишь, что вскоре жизнь принесет тебе ответ: через книгу, человека или внезапное озарение. Ты можешь также просить у меня помощи в различных ситуациях, познакомившись со мной по фотографии. Если просьба искренняя и направлена точно ко мне, я обязательно услышу тебя в пространстве и помогу… Будет оказана необходимая помощь и в какой- либо критической ситуации в жизни или в состоянии здоровья. Однако, это только начало нашего сотрудничества, и, как в сказке, более трех желаний твоих выполнить заочно я не смогу (?!). Приходи в нашу Академию, и ты сам станешь волшебником». В другом месте она пишет: «… Я разрешаю обращаться ко мне на расстоянии в различных экстремальных ситуациях. Энергия моей ауры быстро отзывается на их просьбы… Помощь в быстром восстановлении самочувствия моя аура оказывает как моим ученикам, так и незнакомым мне людям, которые обращаются ко мне по фотографии…  Помощь оказывает моя аура, т.е. комплекс ее тонких энергий… Аура моих старших учеников имеет аналогичные способности…».

Сомнительно, что подобное может написать человек, не стремящийся контролировать и воздействовать на сознание людей. Как раз именно этим и занимаются организаторы сект. Автор метода, применяемого в «Академии развития», дословно: «…передает ученикам основные мировоззренческие понятия, общие для всех истинных, известных нам религий, как бы изнутри их сознания, появляясь в них абсолютно свободно, без насилия и внешнего внушения». Значит одна из задач методики – внести изменение в личность и даже в реальность, окружающей личность. Возникает вопрос: как может это происходить без насилия и внушения? Вывод один: внушение и мощное воздействие имеют место в методике, применяемой в «Академии развития». По мнению специалистов Института судебной психиатрии им. Сербского, участие в подобном обучении опасно, т.к. применяемые тренинги дают жесткие, безапелляционные жизненные установки, используются действуют грубые методы «перепрограммирования» психики. Они используют в своей практике интенсивные методики, основанные на внушении. Исцеления  основаны на вторжении в психику и изменении в сознании и подсознании человека. По окончании курсов человек выходит с зависимостью от учения, практики и личности учителя. Психическая зависимость дополняется физиологической зависимостью - эндонаркотической, достягаемой путем стимуляции эндорфинной системы раздражителями псевдорелигиозного содержания с формированием эндоморфинной эйфории, так что выход из данной практики сопровождается болезненным состоянием, сходным с постнаркотической абстиненцией. Многие руководители сект представляют свою деятельность как научную, маскируя имеющие место истинные религиозные механизмы. «Академия развития»  такой  случай: метод С.М. Пеуновой запатентован (патент № 2177346), автор защитила диссертацию. Но диссертация и патент не охватывают и не раскрывают роли "энергоинформационных методов",  псевдорелигиозных учений Блаватской и других сектантских авторитетов, которые часто встречаются в трудах С.М. Пеуновой. По всей видимости, именно поэтому и в адрес официальной медицины брошен камень: «Медицина – искусственное вмешательство в организм химических веществ или ножа хирурга. Люди не хотят  понять, что научная медицина до сих пор никого еще не вылечила. Она только облегчает страдания (или продлевает мучения?)». В своей книге «Азбука счастья» С.М. Пеунова пишет: «Развивающее исцеляющее обучение в моем методе состоит из двух составных частей: лекций и медитативного аутотренинга с элементами психологического самоанализа. Лекции расширяют кругозор человека, давая ему необходимые знания об устройстве окружающего мира, его энергоинформационной составляющей… Эффект в работе аутотренинга достигается тем, что в него входят элементы древней буддийской медитации VIPASANA (медитации постижения)… Наши аутотренинги  отличаются от традиционных восточных медитаций и называются медитативным аутотренингом с элементами психологического анализа… Будда практиковал VIPASANA-медитацию в течение восьми лет, благодаря этому он достиг просветления. Я имела неоценимую возможность изучать VIPASANA-медитацию в Непале. Элементы именно этой медитации являются составной частью нашего медитативного аутотренинга». Значит, в данной методике все-таки имеют место религиозные психотехники…

«Наши слушатели получают в Академии развития не только основы духовных знаний и культуры, но еще и учатся целительству». «В нашей же Академии открытие ясновидения происходит естественно через медитативные аутотренинги, легко и просто по мере духовного роста учеников… Наши ученики могут получать информацию о грядущих событиях, а также менять эту информацию, и, следовательно, события». Методы изменения сознания свойственны многим культам восточной ориентации.

Приведенные выше цитаты, взяты из книг С.М. Пеуновой «Азбука счастья» в 3-х частях, «Азбучные истины нашей жизни».

На основании вышеизложенного Академию развития С.М. Пеуновой можно охарактеризовать как оккультную группу восточного направления с признаками религиозной секты, коими являются:

1. Наличие непререкаемого авторитета «гуру-учителя» ( С.М. Пеунова);

2. Наличие вероучительной доктрины, замешанной на теософских, индуистских и псевдонаучных гипотезах с элементами христианской нравственности;

3. Религиозная практика (аутотренинг, основанный на буддийских психотехниках);

4. Претензии на истину, пренебрежительное отношение к традиционным религиям, а подчас и резкие выпады в сторону РПЦ;

5. Внешняя благопристойность;

6. Целенаправленное искажение священных текстов мировых религий с «подгонкой» под свою доктрину;

Помимо этого имеются активные попытки прямого проникновения руководящего звена в государственные органы (создание партии «Воля», баллотирование в мэры).

Миссионерский отдел
Самарской и Сызранской Епархии
Самара, 2010

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы