Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: iriney@iriney.ru
Тел. для связи и приёма информации
8-916-005-7397 (10:00-20:00) Whatsapp Telegram

«Мой сын постоянно ныл от голода, просил сгулять за хлебушкой»: опубликованы отрывки дневника участников секты Виссариона - 01.10.25

Опубликованы отрывки дневника участников секты Виссариона

Елена Мельникова и ее супруг Алексей В. написали дневник о секте Виссариона «Возвращение из сказки». Фото: Личный архив

Суд приговорил руководителей религиозного движения «Церковь последнего завета» Сергея Торопа (он же Виссарион), Вадима Редькина и Владимира Ведерникова к 12, 11 и 12 годам лишения свободы за создание организации, посягающей на личность и права граждан и нанесение вреда их здоровью.

Елена Мельникова и ее супруг Алексей В. написали дневник о секте Виссариона «Возвращение из сказки», отрывки из которого мы публикуем сегодня.

Елена Мельникова. Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

«МЫ ЖИЛИ, КАК БУДТО В СЕМЬЕ КТО-ТО УМЕР»

Елена:

Речь пойдет о секте. В нашей истории все было очень непросто. Дело в том, что в секту попал один из нас — мой супруг. А семья просто поехала за ним.

Алексей:

Случилось так, что двенадцать лет своей жизни мы провели в общине Виссариона, что располагается на юге Красноярского края. Это была суровая школа. В результате жизни в общине, сотни семей были разрушены. Лично для меня оказалось очень легко туда попасть, но выбраться оттуда было очень непросто.

Качульке Алексей купил старый двухэтажный дом прямо на берегу реки. Фото: Личный архив

1993 год. Елена:

С весны в Алексее происходили перемены. И вот в августе он вернулся с работы совсем другим. После работы он побывал на встрече с Сергеем Чевалковым — представителем учения Виссариона. Тогда Сергей Чевалков, по терминологии Виссариона, «нес весть», хотя он нес не Бог весть что.

Алексей пришел потрясенный и с порога заявил, что в Минусинске происходит событие планетарного масштаба, там осуществляется второе пришествие Христа. Виссарион (в жизни — неудавшийся художник Сергей Тороп) олицетворял собой нового мессию. Для меня было очевидным, что это все — очередное духовное словоблудие, собирающее народ за очередным вождем. И первое, что я сказала Алексею, когда он мне сообщил потрясающую новость: «Слушай, в ноябре в Америке слет „христов“, твой-то поедет?». Алексей обиделся. Но я еще не понимала, что все это для меня означает.

В доме появились книги Виссариона, его фотографии, видеокассеты и аудиозаписи проповедей. Мне очень не понравилась внешность Сергея Торопа. Внешне он не был похож на Христа, хотя очень старался. Создавалось впечатление плохой режиссуры и плохой актерской игры.

В результате жизни в общине, сотни семей были разрушены. Фото: Личный архив

Между мною и мужем встала стена. До него невозможно было достучаться. Я пыталась как-то убеждать, говорить, пыталась пробиться к живому Лешке, не выходило — стена. Мы, молодые, сильные, умные жили так, как будто в семье кто-то умер. У меня было состояние, как будто со мною вот-вот разведутся. Алексей приходил поздно вечером и ложился спать рядом со мною, надевая наушники и слушая на ночь проповеди Торопа.

А я первым делом залезла в словарь греческих имен и вычитала, что имя Виссарион никогда не означало «жизнь дающий», а значит оно «В лесу живущий». Но такие «мелочи» и невежество Торопа почему-то никогда не смущали его последователей.

Алексей:

Сергей (Чевалков. — Ред.) уехал и оставил после себя видеокассету с записями телепередач с участием Виссариона. Помню, я и еще несколько ребят шли к моему знакомому, у которого был видеомагнитофон. По дороге я задавал себе только один вопрос: «Он или не Он?». Пришли, поставили кассету — пошли первые кадры. Симпатичный молодой человек в красном хитоне, негромкий голос, неторопливые манеры и глаза — очень глубокие глаза! Казалось, в них отразилась вся вселенная. Меня как током ударило: «ОН!». В принципе в эту секунду я и сделал свой выбор.

Мой мир изменился, в нем поселился парень в красном хитоне. Даже занятие моей любимой физикой стало неинтересным. Какая там физика — Христос на Земле!

Елена Мельникова с супругом Алексеем и детьми. Фото: Личный архив

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ВИССАРИОНОМ

1994 год, Елена:

Мы прибыли в Абакан рано утром. Дождавшись первых автобусных рейсов на Минусинск, поехали сразу на гостевую квартиру. Нас встретили довольно прохладно, напоили пустым травяным чаем под аккомпанемент проповеди, а затем отправили в центр на беседу с учителем. В центре толпилось много людей…

Вдруг все замерли, и вырвался странный звук. Как будто все в унисон ахнули — вошел Виссарион. Он быстро прошел в комнату для приема гостей, и встречи начались. Мы попали первыми. Зашли все вместе, сели на пол в углу, помолчали, и меня прорвало.

— Есть ли пути к Богу кроме тебя? (уж очень мне все не нравилось).

— Ты понимаешь, что Учителю нельзя задавать такие вопросы? — вступил Вадим Редькин.

Уточнять было уже неудобно, поскольку кроме меня там сидели люди с вопросами, и мне всем видом было показано, что полемики уже достаточно.

А Виссарион тем временем произнес фразу, которую я запомнила: «В тебе много битого стекла, но есть и свой алмаз. Ищи его». Потом, лет через шесть мне эту фразу повторила слово в слово одна рьяная последовательница. Она ее начала, а я закончила, правда адресатом этого пожелания на этот раз была она сама.

Мы сидели на приеме минут сорок — всех волновало будущее самых близких людей, не принявших Виссариона. А вопрос ставился им очень жестко, поверишь — будешь жить; не поверишь — погибнешь. Вот, собственно, и вся свобода выбора.

Я поняла, муж уедет сюда в любом случае. И все решалось только для меня, ехать — не ехать.

Алексей:

19 февраля 1994 года. Первая поездка в Минусинск к Виссариону. В большой комнате размещаются пришедшие на встречу люди. Виссарион ведет прием в маленькой комнате.

…Вдруг, на полуслове разговор прерывается. У людей вырывается какой-то вздох… Поворачиваю голову и вижу, что в комнату для приема проходит Виссарион. Боковым зрением различаю нимб радужного цвета над головой Виссариона, цвета бензинового пятна в луже воды. Вообще-то я не экстрасенс, и ничего подобного никогда не видел, а тут вот на тебе — аура…

Я не помню всех подробностей. Общее впечатление — новая реальность, совсем необычная. Крыша слегка качалась. Находиться там было весьма приятно. Ты никому ничего не должен, а тебя все любят. Информация касалась в основном грядущих на Земле катаклизмов. Вот-вот последуют события, которые все изменят. Те, кто приехал, дружно шагнут в будущее, со всяческими приятными последствиями. Денег, что остались, до этого момента должно хватить. После этого они уже будут не нужны. Нужно просто всех любить. Христос на Земле. Аминь!

Елена Мельникова с детьми. Фото: Личный архив

Мне запала в память одна встреча в Минусинске. Я познакомился с одной женщиной. Ее звали Женя С. Сама она приехала сюда с ребенком из Москвы. Поселилась на улице Подсинской, в общинном доме. Ее родители вскоре приехали следом и насильно забрали у нее ребенка обратно в Москву. Женя не выглядела несчастной. Уезжать в Москву не собиралась. Она выбрала жизнь рядом с Истиной. Все ей сочувствовали и восхищались ее мужеством.

Так вот, внимательно глядя на меня, она сказала, что я скоро перееду в общину.

— Почему?

— Ты — наш, у тебя глаза светятся.

22 мая 1994 года поезд № 68 доставил нас в г. Абакан. Небо было безоблачно и мир прекрасен. Смерти, психические расстройства, болезни, нищета и голод, как массовое явление, были еще впереди.

«СЕКТАНТ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ СЕБЕ»

Елена:

Алексея настраивали так, что жилье для семьи искать не надо, что положено — само «выложится» (это словечко было тогда в особой моде у верующих). Каждую неделю по воскресениям мы выезжали в Курагино на проповеди, где рефреном звучала зомбирующая установка: «Вы все сюда приехали отдавать без меры, не спрашивая ничего взамен». Накачка на отдачу шла со всех сторон. Я сидела и думала: «Ага, а где я жить буду, куда я третьего рожать буду?». Под давлением всех накачек со стороны Торопа и последователей, супруг, без моего ведома, подарил старосте три тысячи долларов США.

В этот же период он побывал на приеме у Торопа, тот не благословил мужа на передовые позиции в Гуляевке, Жаровске или Черемшанке, а Алексей только там себя и видел, поскольку собирался делать духовную карьеру. Еще в Новосибирске, когда он вернулся в апреле, я от него услышала: «Вот увидишь, через месяц я буду вхож в дом Виссариона!», — и тут я впервые ему ответила очень резко: «Ба! Да ты карьеру собрался там делать, что ли?».

В передовой отряд строителей светлого будущего он не попал, зато получил благословление в Каратузский район, и отправился туда искать жилье.

Глава секты Сергей Тороп, он же Виссарион, во время ареста в Центральном районном суде Новосибирска. Фото: Алена МАРТЫНОВА

Алексей:

Итак, с самого начала нашей жизни в Общине между мной и Леной возникли огромные противоречия. Понимал ли я, что тот образ жизни, который навязывается последователю в общине, и которому готов был следовать я, не принимается Леной? — Безусловно! Понимал ли, что ей плохо там жить? — Да. Почему же я готов был поступиться желанием равноправного близкого мне человека?

Человек в любой секте не принадлежит себе и своим близким. Сектант принадлежит Идее, той самой Идее, ради которой он приехал в секту. Сектант — это вовсе не сомнабула, этакий зомби с парализованной волей и потухшими глазами. Сектант — это, прежде всего, прозорливый гордец, который лучше других узрел все беды современного устройства жизни, он — представитель передового отряда человечества, готовый строить новое, более совершенное общество. Он готов положить на это свою жизнь, а заодно и… душевный комфорт своих близких. Да, конечно, жалко женщину, которая рядом, да, ей некомфортно, но он-то знает, причем знает наверняка, что пройдет еще совсем немного лет, и само существование человечества будет поставлено на карту. Взывать к моей совести тогда было все равно, что увещевать Александра Матросова, перед тем, как тот должен вот-вот закрыть своей грудью вражескую амбразуру.

В Качульке я купил старый двухэтажный дом прямо на берегу реки. Берег был песчаный и крутой, его постепенно подмывало. Было ясно, что рано или поздно дом рухнет в реку. Но этот факт меня нисколько не смутил. Вообще, при покупке недвижимости, виссарионовцами совершалось много ошибок. Например, по рекомендации церковного совета, сделки купли-продажи вообще не оформлялись, а оформлялась аренда жилья на длительный срок. Либо покупалось жилье без документов. Я знаю случаи, когда после смерти продавца, его наследники предъявляли свои претензии и забирали жилье обратно. Корни этой легкомысленности лежат в сфере идеологии. Многие последователи были уверены, что в недалеком будущем, все невиссарионовцы вымрут. (Виссарион же объяснял, что людям, не принявшим Истину, в скором времени предстоит покинуть плоть). Поэтому — чего мелочиться? Скоро и так все наше будет!

Лена оставалась с детьми дома, а дома требовался очень серьезный ремонт. Нельзя сказать, что Лене не помогали, наоборот, ей помогали очень много. Но помощи Лена ждала именно от меня. А это порицалось общинной идеологией.

Человек в общине отучался заботиться о своих близких и родственниках. Это связано с тем, что там культивировалось стремление заботиться о посторонних, как о своих близких людях. На практике это приводило к тому, что человек начинал заботиться о своих близких как о посторонних людях, то есть никак о них не заботиться. Согласно философии Виссариона, забота о близких людях, по существу, противопоставляется заботе об исполнении Божьих законов.

ГОЛОДНАЯ ОСЕНЬ

Елена:

Где-то в конце января приехал наш знакомый и сообщил, что у них в общинном доме произошло событие: одна женщина получила рождение в духе и получила новое имя Венцеслава, теперь она является духовной половиной Виссариона, или, как она сама выразилась — женским началом Христа. Виссарион был женат в то время на Любе, и разводиться не собирался, а многие тетушки испытывали к нему отнюдь не духовную любовь, вот и бредили.

Виссарион в то время был где-то в поездке, поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть ее преображения не мог. Народ «поплыл».

Вернулся из поездки Виссарион и разразился проповедью о духовной прелести, явно передранной из православных источников. Под каждое слово этой проповеди Тороп подпадал сам.

Осень проходила под знаком голода. Запреты на питание нарастали, под запрет попало много продуктов неживотного происхождения, запрещено было есть хлеб, и моя девятилетняя дочь просто плакала, когда это было озвучено. А мой старший сын постоянно ныл, он брал меня за руку, подталкивал к двери и говорил: «Мама, сгуляй за хлебушкой».

Сначала я не очень понимала, почему сын той осенью много ныл, потом меня осенило — от голода. Он просто был слишком мал, чтобы объяснить, чего он хочет. Я тайком от Алексея кормила детей горячим хлебом из местной пекарни, боясь в то же время скандала с Алексеем. К ноябрю стали ходить слухи о запрете на хлеб и другие продукты. Мы не верили. А в начале декабря эти слухи подтвердились циркуляром от Чевалкова, где запрещены были мука всех видов, манка, овсяные хлопья, масло подсолнечное, молочное, сладкое и не рекомендовалось много пить воды.

К весне 95 года все говорили только о еде.

«ТЕМНОЕ ВЛИЯНИЕ»

Елена:

Незадолго до февральской поездки в Новосибирск я объявила домашним:

— Все, ребята. Врать больше не буду. Не верила я во все это и теперь не верю.

Мы поссорились в хлам.

В деревне, после возвращения из Новосибирска, для меня начался новый этап жизни. Я выпала из социума одним фактом переезда в село, а внутри общинников мне был объявлен бойкот. И меня бы это как-то и не доставало, если бы этот бойкот не был бы мне объявлен в моем доме.

В любое другое время, поведение Алексея можно было назвать подлым. Я все время списывала их (Алексея и общинников. — Ред.) поведение на особенности идеологии, и мне они представлялись просто нездоровыми: ну понимаем же мы, что наркомания — это болезнь. К вере Виссариону я тоже стала относиться как к болезни. Ревела я в то лето белугой.

Нельзя сказать, что много народу мне удалось вытащить из этой веры — от силы человек 6–8, но за мною утвердилась слава опасного человека для последователей. Всех, кто рисковал общаться со мною, осторожно предупреждали, что у Лены очень сильное темное влияние.

«ВЕРИЛИ, ЧТО МЫ ИЗБРАНЫЕ»

Алексей:

В марте 1995-го года Лена открыто заявила о своем неверии Виссариону. Последователи воспринимают других людей и строят отношения с ними через призму идеологии. Граница, делящая мир людей на своих и на чужих, проведена очень четко. Не важно, что ты за человек, важно, как ты относишься к Истине. Человек, который не признает Истину, автоматически выводится за предел круга людей, с которыми можно открыто обо всем общаться. Поэтому семьи, где последователем является только один из супругов, часто разрушаются.

Лена потребовала, чтобы я отвез ее обратно в Новосибирск и помог ей там устроиться. Возможности сделать это я не видел, так как, во-первых, своего жилья в городе у нас уже не было, во-вторых, чтобы содержать в городе детей, мне так же нужно было бы жить в городе. Эту возможность я категорически отвергал. Единственное, что я мог Лене предложить, это ехать ей в город без детей, на что она, естественно, не соглашалась. Ситуация возникла патовая. Деньги от продажи жилья постепенно кончались, эйфория после приезда в общину тоже.

…Возвращался в Качульку я в начале апреля. Решил срезать часть пути и пересечь реку Казыр, разделяющую Курагинский и Каратузский районы, пешком по льду. Обычно в этих местах лед держится до середины апреля. Но зима в том году была мягкая, весна ранняя, и лед на реке к этому времени оказался очень тонким. Иду по реке. Чувствую, лед тонкий — словно колышется.

Надо сказать, я легко отделался. Потому что лед на Казыре сошел днем позже. Повезло…

Вы скажете самонадеянность? Оглядываясь назад, скажу, что тогда я мало чего боялся. Равно как и сотни приехавших со мной единоверцев. А чего нам бояться? Мы же избранные чада Бога! Поэтому, когда в Курагино подвыпивший хулиган приставил однажды к моему ребру нож, я скорее удивился, чем испугался. Многим повезло меньше, чем мне. Кого-то зарубили топором. Один парень утонул в Тибер-Куле, отправившись, подобно мне, с одного его берега на другой по тонкому апрельскому льду.

Случай произошел не со мной, правда, а с моим знакомым. Как-то январским вечером, сидя в своей деревне, он почувствовал неодолимый «зов сердца». Ему срочно захотелось быть в Гуляевке — таежной деревушке, находящейся от Курят на расстоянии более чем тридцати километров. Январь в тот год стоял студеный, мороз давил под сорок. Домашние стали уговаривать моего знакомого остаться до утра, чтобы отправиться в путь засветло. Но он был неумолим… Нашли его под утро, недалеко от Гуляевки, замерзающего в снегу. Руки и ноги у него были отморожены. Самое интересное, что он отказался от какой бы то ни было медицинской помощи. Стоит над ним медсестра и уговаривает:

— У вас температура 42 градуса, вы же умрете! Вам лечиться надо!

— Для верующего человека это не страшно! Это вы, мясоеды, при сорока двух загибаетесь. У нас плоть по-другому устроена!

Парня отправили обратно в его деревню. Вонь у них дома, из-за гниющих рук и ног, стояла жуткая. Полгода он гнил, отказываясь от помощи. Позже пальцы на обеих руках и на ноге у парня отрезали.

ПОЛЕТЕЛ ВНИЗ — И ПРОЗРЕЛ

Елена, 1997 год:

В душе было так пусто, как будто там все напалмом выжгли. Я про себя строила планы переезда в город — уже неважно какой — и начала новой жизни. Внутренне я была готова к расставанию с Алексеем. В тот момент мне казалось, что любви не осталось совсем. Обида была огромной.

Единственное, о чем попросил Алексей, это подождать, пока он съездит в тайгу, за кедровой шишкой. Я согласилась. Он поехал.

Алексей:

Мы забирались на кедры и сбивали с веток кедровые шишки. Лазал по деревьям я хорошо, опасности никакой как будто бы не было. В какой-то момент ствол пихты не выдержал и сломался, а я полетел вниз примерно с десятиметровой высоты. Страха не было, было удивление — неужели все? Как оказалось впоследствии, у меня сломался таз в четырех местах. Позвал на помощь ребят, объяснил им, как сделать носилки, и они вдвоем потащили меня из леса. Боялся потерять сознание от боли. Выносили меня четыре часа. Вот в каком положении я оказался: со сломанными костями, в доме, который мне не принадлежит, без средств к существованию, семья на грани развала. Довольно печальный итог моего пребывания в общине. Сложившаяся ситуация меня во многом отрезвила.

В 2003 году Елена и Алексей приняли решение возвращаться в город. Фото: личный архив

Кто был со мной в это время? Лена и дети, мама, которая приехала и помогла деньгами. Наши друзья, которые к этому времени уже разочаровались в философии Виссариона и вскоре покинули общину. На единоверцев опоры было мало. Спасибо им хотя бы за то, что они почти не доставали меня разговорами о том, за что меня постигла такая участь, и какие ошибки я отрабатываю.

Елена:

Поведение единоверцев было вполне предсказуемым: сердобольные тетушки приходили к постели больного и по-братски сообщали ему, за какие грехи он получил. Рядом остались только настоящие друзья. А вообще-то рядом были только родные. Я стала фильтровать поток посетителей.

В 2003 году мы приняли решение уезжать домой. В Новосибирск.

Ульяна СКОЙБЕДА, обозреватель

30.09.2025

«Мой сын постоянно ныл от голода, просил сгулять за хлебушкой»: опубликованы отрывки дневника участников секты Виссариона — KP.RU

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы