Что представляет собой тренинг «Преображение», проводимый священником Александром Гавриловым - 31.12.13
В наш Центр пришло письмо девушки, прошедшей тренинг священника РПЦ Александра Гаврилова в Санкт-Петербурге. Автор письма подчеркнула, что первоначально она сомневалась, может ли она записываться на этот "тренинг личностного роста", но ее убедили принять в нем участие именно тем, что ведущий является действующим священником РПЦ.
На наш взгляд, участие свящ. Александра Гаврилова в описанном автором письма действе является грубейшим нарушением его священнического долга и присяги и никоим образом не совместимо не только с его священным саном, но и вообще с православной верой и этикой.
Одновременно с публикацией, направляем этот материал в Санкт-Петербургскую митрополию РПЦ.
Священник РПЦ Александр Гаврилов, до недавнего времени служивший в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, проводит тренинг «Преображение». Этот тренинг позиционируется как «авторский курс» (https://vk.com/pravosvet) и «уникальная программа» («Предложение (публичная оферта) по предоставлению консультационных услуг по проведению семинаров», которое выдается участникам перед курсом в компании «Мастерская движения», где Александр Гаврилов проводил тренинг).
В основном студенты на курс приходят по приглашению друзей и родственников, уже прошедших тренинг или что-то слышавших о нем или об о. Александре, а также по рекламе Вконтакте (https://vk.com/pravosvet, https://vk.com/wall-16838988_9688, http://vk.com/wall-33080201_30977, https://vk.com/wall-35052626_2962) и некоторых периодических изданиях (Встретиться с собой. И преобразиться // Трезвение № 9(137) Ноябрь 2012 г.). В рекламных статьях, зазывающих на курс, и личных рекомендациях основной упор делается на то, что Александр Гаврилов, кроме того что имеет психологическое образование, является священником Русской Православной Церкви, а его методы не могут принести вреда.
Тренинг состоит из трех ступеней: базового курса, продвинутого курса и лидерской программы (стоимость 7000, 10000 и 12000 рублей соответственно, при оплате первого курса выдали расписку, деньги за второй и третий курсы передавались через капитанов, и документы не оформлялись).
В тренинге участвует тренер, капитаны и помощники (люди, прошедшие все 3 ступени тренинга), студенты — основные участники, для которых и проводится тренинг.
Первый курс длился 3 целых дня и один вечер, состоял из лекций тренера Александра Гаврилова и упражнений, которые выполняются в парах, малых группах (5-6 человек) или всей группой.
Перед началом тренинга всем участникам раздали бейджи с именем, причем можно было выбрать себе любое: либо уменьшительно-ласкательный вариант своего, либо вообще другое (кто-то этой возможностью воспользовался). В течение всего тренинга нужно было обращаться к человеку по имени, указанному на бейдже. Александр Гаврилов называл себя Отче.
В лекциях говорилось об отдавании, любви, контексте, Боге, ответственности, обязательствах, вовлечении, игре, концепциях «выиграй-выиграй», «быть-делать-иметь» и «больше-лучше-по-другому», а также о том, что человек не меняется, что все мы пока забирающие, а не отдающие, что мы «просираем нашу жизнь» (необходимо отметить, что эти и последующие цитаты, содержащие сниженную лексику, в точности передают речь православного священника и его ближайших помощников на тренинге – ред), «смотрим на все и живем через жопу» (жизненный опыт: жопыт), что все мы эгоисты и думаем только о себе, все мы по поводу себя, а нужно быть по поводу других.
Тренер, обращаясь к залу, говорил «ты», будто обращался к конкретному человеку. Записи и дискуссии на первом курсе были запрещены. Все участники тренинга объявлялись командой, вводилось условие: команда двигается вперед только в том случае, если все участники выполнили задание. Постоянно звучало: «Мы - одна команда» (или «тело»).
На первом курсе были следующие упражнения.
«Мама-Папа».
Участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга, голова на плече напарника. В зале темно. После долгой вводной речи тренера, отреагировав на его просьбы: «А теперь поднимите руки те, кто был нежеланным ребенком», «А теперь поднимите руки те, кто рос в неполной семье», «А теперь поднимите руки те, чей отец или мать были алкоголиками», «А теперь поднимите руки те, кого не любили и обижали в детстве» и т.п., участники под громкую музыку начинают говорить с воображаемым отцом/матерью. По очереди один из участников играет роль отца/матери другого. У родителей просят прощения, признаются в любви, прощаются с ними.
Игра «Биржа».
Все участники тренинга делятся на 2 группы, которые находятся в разных помещениях, зачитываются правила игры. Главная цель: команда должна выиграть. Каждой группе дается задание продавать песок и камень, а также таблица с результатами каждой сделки. На основании этой таблицы группа должна продать при каждом ходе либо песок, либо камень. Игроки в одном помещении не знают, что решили продать в другом. Периодически в помещение заходит один из капитанов, спрашивает о решении, уходит, не приняв его. Участники спорят и пытаются понять, какого решения от них ждут. Итог игры: выигравших нет.
Все снимали на камеру, потом показывали и комментировали наше поведение.
«Свалка».
Все сидят на стульях, глаза закрыты, тренер говорит, звучит музыка. Все должны были представить, что идут через лес и попадают на свалку, где сталкиваются с невыполненными обещаниями, обязательствами и обидами, которые сковывают наше тело панцирем. Мы избавляемся от них, сбрасывая с себя эти железные доспехи, которые с каждым годом все больше мешали нам жить.
«Кусок пирога».
После одного из упражнений нас пригласили в соседнюю комнату делить пирог. Нужно было быстро-быстро взять свой кусок и вернуться в зал для фотографии. Все снимали на камеру, потом показывали и комментировали наше поведение.
«Я тебе доверяю».
Участники ходят по залу, встречая каждого, глядя в глаза, говорят ему, доверяют ли они ему.
«Рассказать историю».
Нужно рассказать другому участнику историю своей жизни с позиции жертвы, потом участники меняются и рассказывают историю с позиции удачливого человека, а в конце снова меняются и рассказывают ту же историю на неизвестном языке, который сами же и придумывают.
«Визуализация».
Участники разбиваются на пары, по очереди описывают свою мечту так, как будто она уже осуществилась, используя визуальные, звуковые и тактильные образы.
«Способ».
Все проходят несколько метров так, как никто до них не проходил (шагом, бегом, на 1 ноге, на руках и т.п.).
«Горячая точка».
Некоторые из участников выходят на «горячую точку» в конце зала, в микрофон озвучивают свои проблемы.
«Круг».
Все участники становятся в два круга, один внутри другого, каждый участник лицом к лицу с человеком из другого круга. Тренер говорит текст, просит внимательно всмотреться в человека напротив, представить его ребенком, старцем, взрослым человеком. Потом все закрывают глаза, в зал тихо входят выпускники прошлых курсов с шариками и поздравлениями. В конце все обнимаются, становятся в один большой круг, звучит музыка, все раскачиваются ей в такт, дарят поцелуйчики по кругу. Эта вторая часть с большим кругом, «обнимашками» и поцелуйчиками также шла отдельным пунктом после других эмоционально-напряженных упражнений.
Продвинутый курс длился четыре полных дня и один вечер, на нем были более жесткие упражнения и правила. Так, если на первом курсе только оговаривалось, что на всех занятиях нужно быть вовремя, то на втором время входа в зал всей команды ограничивалось несколькими десятками секунд: вся группа должна зайти в зал и занять свои места, например, за 30 секунд, и тренировка по усаживанию группы продолжалась, пока студенты вовремя не займут свои места. Когда участники смогли зайти в зал за определенное время, его уменьшили: так было один или два раза. На втором курсе каждому участнику подобрали пару, в результате чего он стал ответственен не только за себя, но и за своего напарника - бадди. Все студенты на второй ступени вели дневник, с которым запрещалось расставаться все дни тренинга (и в зале, и даже в туалете), в нем выполнялись некоторые задания и записывались наблюдения. Слова тренера: «Дневник — это ваш пупок, потеряли пупок — отвалилась жопа».
Некоторые упражнения второго курса.
«Лифт».
Участники рассаживаются на пол, закрывают глаза, звучит легкая красивая музыка. Тренер просит представить, как все оказались в чудесной свободной стране — США, в солнечный день пошли на экскурсию на крышу Всемирного торгового центра. Все сидят расслабленные, представляют себе экскурсию. Внезапно музыка и тон речи тренера меняются, оказывается, что террористы захватили самолет и врезались в башню. На крыше начинается паника. Есть только один способ выжить: спуститься на лифте, но желающих попасть в лифт много, а спуститься он может только один раз. Что сделаешь ты: попытаешься спуститься или дашь возможность спастись другому? Участники делятся на две группы: те, кто спустится, и те, кто уступит место другим. Каждый оправдывает свое решение. Тот, кто решил спастись — герой и молодец, а тот, кто уступил другому — несчастная жертва, решившая умереть и не способная взять ответственность за свою жизнь. Затем тренер говорит: «Из тех, кто решил остаться в живых нужно выбрать того, кто действительно выживет», это делают путем обсуждения и голосования те, кто решил умереть.
После этого каждому участнику выдается три палочки, все становятся в круг. Одна палочка — одна жизнь. Каждый человек должен распорядиться своими палочками, отдав их тем, кому посчитает нужным. Кто наберет наибольшее количество «жизней», выживет, остальные погибнут. Под музыку и слова тренера, практически в темноте, участники, сопровождаемые капитанами, по очереди обходят круг и отдают свои палочки. Нужно подойти к каждому, посмотреть ему в глаза и сказать: «Маша/Саша/Даша, ты будешь жить» и отдать палочку или сказать: «Маша/Даша/Саша, ты умрешь», ничего не отдавая. Палочек всего 3, а участников в несколько раз больше. В случае если студент отдает палочку, капитан произносит речь: «Ты отдал ему палочку. Ты хорошо подумал? Ты понимаешь, что своим выбором ты обрекаешь на смерть других участников?» В случае если человек не хочет отдать палочку этому участнику, а хочет сохранить ее для другого, капитан произносит речь: «Ты понимаешь, что случилось? Ты убиваешь этого человека. Ты обрекаешь его на смерть. Тебе на него насрать. Что ты чувствуешь? Как ты можешь так поступать? А ты, понимаешь ли, что ему насрать на тебя? Как ты проявился для него, если он не хочет спасти тебя?» В случае если человек не помнит имени того, к кому его подвели (несмотря на то, что участники вместе уже провели несколько дней, такие случаи были), капитан произносил речь: «Посмотри, тебе насрать на этого человека. Ты даже не помнишь его имени. Ты понимаешь, что тебе на него насрать? Ты понимаешь, что этим ты обрекаешь его на смерть? Так и скажи ему: «Мне на тебя насрать». А ты, ты понимаешь, что ему на тебя насрать?». Участник должен был сказать: «Мне на тебя насрать».
Некоторые участники отдали все три палочки другим людям, не оставив себе, таким образом, даже независимо от того, что они хотели спастись вначале, им пришлось умереть. В конце подсчитали количество палочек. «Спасшихся» усадили на стулья, остальные, у кого не было палочек и кто отдал свою другому, объявлялись умершими, стояли вокруг «живых» и нашептывали приветы и последние слова, которые хотели передать через них своим родным и друзьям.
«Похороны».
Все участники лежат на полу, свет погашен, звучит музыка, тренер говорит, что сейчас нас хоронят, слышен стук земли о крышку гроба, мы в могиле, а все наши родственники наверху, пришли на наши похороны. Сколько их? Что они говорят и делают? Не жалко ли нам, что наши похороны проходят именно так? Лежим мертвые в темноте, затем тренер говорит о выборе, о том, что пора бы проснуться, но как-то между делом. Начинает звучать бодрая музыка, включается свет, некоторые понимают, что слова про «проснуться» предназначались нам, умершим, и встают. Остальные лежат, вставшие поднимают тех, кто еще не понял, что нужно встать.
«Альтернативная презентация».
Вечером дается задание: завтра прибыть на тренинг одетым так, как никогда не рискнешь показаться людям, в этом виде нужно идти по улице, ехать в транспорте. Утром участники приходят в костюмах и нелепой одежде.
«Горячая точка».
Участник выходит перед всеми и уже без микрофона говорит о своих проблемах.
«Ты проявляешься для меня».
На «горячую точку» выходит студент, а тренер, капитаны и помощники начинают давать ему характеристики с формулировкой «ты проявляешься для меня»: глупым, старым, безответственным, тряпкой, грубым, пустым, слюнтяем. К этому подключают остальных. Поначалу участники придумывают характеристики неохотно или не те, что нужны (не такие грубые и обидные, какие придумали капитаны), тогда капитаны и помощники напоминают им, что нужно делать, словами: «Команда сливает!», «Команда сливает игрока!», «Команде насрать на игрока!», произнося эти выражения часто и громко. Когда студенты уже не знают, какие отрицательные характеристики придумать, капитаны и помощники начинают кричать сильнее: «Команда сливает!», «Команда сливает игрока!». Затем все повторяется в «ромашках»: сначала это малые группы, которые меняют своих участников по одному, пока каждый участник не обойдет все малые группы, не выскажется обо всех участниках и не услышит мнения всех участников о себе. В «ромашках» капитаны уже не помогают ободряющими возгласами, а сами участвуют наряду со всеми: раздают и принимают характеристики.
«Я себе благодарен».
Упражнение также выполняется в «ромашках». Каждый участник сначала в своей группе говорит о том, за что он себе благодарен, затем идет в другую малую группу, говорит это там, и так до тех пор, пока каждый человек не обойдет все малые группы, и не скажет всем, что он себе благодарен за что-то.
«Я благодарен тебе».
Также выполняется в «ромашках», участники говорят каждому, за что они благодарны ему.
«Самый страшный секрет».
Участники садятся в круг, выключается свет, звучит музыка, тренер объявляет, что сейчас каждый расскажет самое-самое страшное и неприятное из своей жизни, о чем никогда никому не говорил. Участники начинают делиться самыми неприглядными моментами из своего опыта. Используется микрофон.
Успешно прошедшие базовый и продвинутый курсы приглашаются на лидерскую программу, длящуюся 3 месяца, на которой их ждет дальнейший «личностный рост», после чего они могут стать помощниками и капитанами для новых потоков.
Все вышеописанное: структура курса и содержание упражнений - наводит на мысль, что тренинг «Преображение» о. Александра является клоном психокульта Лайфспринг, о чем сам Александр Гаврилов не говорит студентам, называя тренинг «авторским курсом» и «уникальной программой», а защитники о. Александра и его тренингов указывают на то, что с тренингом Лайфспринг курс не имеет ничего общего. Обсуждение этой проблемы и отзывы пострадавших от тренингов о. Александра Гаврилова можно посмотреть здесь: http://www.huzhe.net/complaints/svjashjennik-aleksandr-gavrilov-c41922.html
Мария Климова
Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!
Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.
Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!
Заранее - огромное спасибо!
А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского
Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы