Скандал был нешуточный. В прокуратуру Петербурга обратились сразу несколько работников Ломоносовского завода с жалобой на то, что руководство заставляет работников посещать собрания некоей секты «Сан Лайт», причем делает это по прямому указанию владельца предприятия, главы корпорации «Уралсиб» Николая Цветкова. И хотя правоохранительные органы доказательств обвинения не нашли, осадок остался. Случившееся еще в январе событие в очередной раз заставило задуматься, а что же такое «корпоративная культура», и возможно ли перенести на российскую почву все ее элементы, принятые в американских, европейских и, даже, японских корпорациях.
Солнечный свет
Секты бывают не только религиозными, но и чисто экономическими. Ведь экономика — это не только математика и психология. Это еще и философия. А о сектах, подобных современной оккультной синкретической секте «Сан Лайт», известно издревле. Еще с тех времен, когда многие европейские алхимики пытались открыть секрет получения золота из обычных металлов и даже камней. Вот и главная идея. Сан Лайт — это псевдоним. Кто за ним скрывается, конкретный человек или группа людей, неизвестно. По одним источникам, Сан Лайт — некий американский финансовый гуру, по другим — россиянин. Само же учение зиждется на известной мечте всего человечества — работать поменьше, а зарабатывать побольше. Копаться в подобных оккультных синкретических учениях, конечно, нет никакого смысла. Важно другое — секта активно зарабатывает на различного рода тренингах, семинарах и прочем. И старается ловить в свои сети руководителей крупных компаний, соблазняя их помощью построения такой «корпоративной культуры», которая позволит повысить эффективность именно их бизнеса.
Фото: Григорий Собченко / «Коммерсантъ»
В самом понятии «корпоративная культура» ничего предосудительного нет. В учебниках по менеджменту она трактуется как система взаимоотношений внутри компании, позволяющая повысить производительность труда сотрудников, раскрыть их творческий потенциал, повысить качество производимой продукции и так далее, и тому подобное. То, что в советское время было принято называть «научной организацией труда». Однако в современных российских условиях корпоративная культура зачастую принимает совершенно причудливые формы.
«Все мои сотрудники должны обвенчаться до 14 октября. Иначе уволю!» — публично объявил четыре года назад российский миллиардер Василий Бойко, владелец компании «Рузское молоко», глава совета директоров финансовой компании «Вашъ финансовый попечитель» и совладелец холдинга «Энергоатоминжиниринг», специализирующегося на строительстве атомных и тепловых электростанций. Этот крупный холдинг, в частности, выполнил порядка 40 процентов работ на втором блоке Ростовской АЭС, пущенном в 2009 году и участвовал в строительстве Калининской АЭС в Удомле, Нововоронежской АЭС.
Чтобы объяснить, почему Василий Бойко издал подобное распоряжение, следует вспомнить, что именно он является председателем оргкомитета партии «Народное движение «Святая Русь». Как следили отделы кадров компаний Бойко за выполнением требования руководителя обвенчаться, неизвестно. И выполнил ли он свою угрозу уволить тех, чей брак зарегистрирован только в загсах, — тоже. Но подобные случаи не единичны. Злые языки рассказывают, что в Сбербанке был период, когда руководители отделений боролись с лишним весом сотрудников. А в компании X5 Retail Group перед началом рабочего дня поют гимны.
Вышеперечисленные затеи, не сугубо российская беда. «Хорошо, что в России не работает компания Nidec. Ее руководство считает, что мытье туалетов способствует поднятию корпоративного духа сотрудников», — рассказывает российский бизнесмен, много лет занимающийся импортом электромоторов из Японии.
Стучите
Все это, тем не менее, никак не отменяет необходимость построения собственной корпоративной культуры в отечественных компаниях. Как говорят специалисты, фактическое ее отсутствие является, в том числе, и причиной низкой конкурентоспособности всей отечественной экономики. Вопрос, какой эта культура должна быть. И должен ли отечественный бизнес слепо копировать иностранные наработки в этой области?
Например, в некоторых иностранных компаниях, работающих в России, при HR-департаментах существуют целые отделы, задача которых — отслеживание исполнения сотрудниками уже установленных норм корпоративной культуры. И осуществляется она зачастую с помощью системы, которую в нашей стране принято называть стукачеством. Каждый работник не просто имеет право, а даже обязан докладывать о неправильно одетом коллеге, случайно подслушанном телефонном разговоре, количестве выходов в курилку.
Плохо на российской почве приживается и так называемый институт ассессмента. Суть его в том, что через определенное количество времени каждый сотрудник получает опросные листы, в которых он должен не только охарактеризовать профессиональную квалификацию и качество работы каждого своего коллеги, но и его личные качества. От результатов такого опроса зависит не только зарплата человека, на которого собирались отзывы, но и зарплата респондента.
«Мне долго пришлось объяснять головному офису, расположенному в Лондоне, почему у меня увольняются лучшие сотрудники после такого ассессмента и почему я вынужден был такую практику отменить. Ведь для них в этом нет ничего личного, только бизнес. А мы воспринимаем такие опросы близко к сердцу», — рассказал «Ленте.ру» руководитель московского представительства одной крупной иностранной инжиниринговой компании.
Хоровое пение, кстати, тоже не российское изобретение. И не японское. Наличие собственного гимна является сегодня модным во многих европейских корпорациях. И в Россию традиция распевать гимны перед началом рабочего дня пришла именно из Европы.
На пользу делу
Но думать, что российскому бизнесу не подходит любой зарубежный опыт, тоже не стоит. Как не стоит считать, что корпоративная культура — это сплошное доносительство и вмешательство в личную жизнь сотрудников. Очень часто выстраиваемая в компаниях корпоративная культура действительно приводит к повышению производительности труда. Речь идет вовсе не о знакомых нам еще с советских времен досках почета, переходящих вымпелах, торжественных собраниях и тому подобном. Хотя во многих фирмах присутствует и такое.
Например, в компании EY (Ernst & Young) компьютерную анкету Time sheet каждый из более чем трех тысяч сотрудников московского офиса заполняет по пятницам. Причем все, вне зависимости от занимаемой должности. Даже топ-менеджеры. И указывают проекты, в которых участвовали в течение недели, выполненные задания руководства и количество часов, потраченных на каждую работу. Само по себе заполнение тайм-шита не является обременительным и занимает не более трех минут. Зато, как признаются сотрудники компании, программа позволяет им самим более четко планировать свою работу и освобождает от авралов. А руководству — контролировать ситуации, когда один сотрудник не может продохнуть от количества выполняемых функций, а второй откровенно прохлаждается.
В российских компаниях часто игнорируют необходимость обучения сотрудников. Недавно нанятые люди вынуждены самостоятельно обустраивать свои рабочие места, знакомиться с коллегами, прояснять для себя обязанности. Проходит не одна неделя, прежде чем новый сотрудник получает возможность приносить реальную пользу компании. И это время тоже стоит денег.