Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Протоиерей Алексей Слюсаренко. «Интеллигенция и сектантство в России» - 27.05.22

Интеллигенция и сектантство в России.

Доклад на XXX юбилейных Международных Рождественских образовательных чтениях«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сёстры! Тема моего доклада непосредственно связана с нынешним юбилеем Петра Великого. Ведь русская интеллигенция, как справедливо заметил Николай Михайлович Зернов «плод петровской политики»[1].

Определение интеллигенции до сих пор остаётся дискуссионным вопросом для самой интеллигенции. При всём многообразии дефиниций можно с уверенностью выделить две основные линии в этих спорах. Первая из них восходит к т.з. русского публициста XIX в. Дмитрия Ивановича Писарева, который видел в интеллигенции «мыслящий пролетариат». Целый ряд авторов (О. Виттельсгофер, Э. Мах, К. Каутский, А. Н. Потресов, В. И. Засулич и др.)  вслед за Д.И. видели в интеллигенции социально-экономическую прослойку, главной характеристикой которой являлось образование. Почти одновременно с Писаревым русский народник Пётр Лаврович Лавров положил начало второй линии в спорах об интеллигенции. С его т.з. интеллигент - это «критически мыслящая личность». Приверженцы этой линии (Н. М. Михайловский, А. В. Пешехонов, С. Я. Елпатьевский и др.) видели в интеллигенции социально-этическое движение. Мало быть образованным, чтобы попасть в это движение необходимо быть прогрессивным, революционным,  оппозиционным и, разумеется, не церковным. Образованные, но консервативные и, тем более, церковные люди не могли быть участниками этого движения. Г.П.Федотов писал:

«Идея включить Феофана Затворника в историю русской интеллигенции никому не приходила в голову по своей чудовищности»[2].

В свою очередь в русской религиозной философской мысли феномен интеллигенции характеризовался вполне критично. Н. Я. Данилевский писал об интеллигенции как о «внешнем выветрившемся слое», главной болезнью которой является подражательство, «европейничанье»[3]. Н. Н. Страхов отмечал «умственную зыбкость и пустоту» нашей интеллигенции[4]. К. Н. Леонтьев полагал, что интеллигенция наша «так создана, что она чем дальше, тем бесцветнее»[5].

Классический портрет русской интеллигенции был дан авторами знаменитых «Вех». П. Б. Струве отказывался считать интеллигентами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Чехова. Интеллигент болен отщепенством и безрелигиозностью[6].

В 1937 г. Н. А. Бердяеву наша интеллигенция представлялась как «монашеский орден» и даже как «религиозная секта»:

«...со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями, и даже со своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно было узнать интеллигента и отличить его от других социальных групп»[7].

На сектантский тип интеллигенции обращает внимание и В. Н. Ильин:

«Российская интеллигенция, - писал он, - типичная секта, то, что французы называют petit religion. Её схоластическая рассудочность отрицает органическую культуру и органическое творчество»[8].

Русофобия, по мнению В. Н. Ильина, также имманентно присуща нашей интеллигенции.

П. И. Новгородцев увидел феномен интеллигенции в античных Афинах:

«...борьба с софистами Сократа и Платона есть величайший образец восстания религиозно-философского сознания против интеллигентского деспотизма»[9].

Исчерпывающими характеристиками нашей интеллигенции, упоминавшийся уже Г. П. Федотов называл «идейность» и «беспочвенность».

Русская интеллигенция таким образом представляется настоящей лабораторией духовных ядов, которая исправно травила ими наше общество. Все эти эсеры, большевики, меньшевики, бундовцы, махаевцы и прочие были квазирелигиозными сектами тоталитарного типа. 

Мне очень близки оценки наших православных мыслителей. Но феномен интеллигенции настолько сложен, что невозможно ограничиться только этими обескураживающими диагнозами.

Судьба нашей интеллигенции трагична. Та её часть, что ушла в эмиграцию, многое переосмыслила, даже примирилась с Церковью. Так, Николай Михайлович Зернов писал:

«Орден в лице лучших представителей принёс покаяние: это было не поражение, а величайшая победа, искупившая все его прошлые ошибки и преступления»[10].

На это духовное обращение эмигрантской интеллигенции обращает внимание и В. С. Варшавский, видный мыслитель русского зарубежья. В качестве примера Варшавский приводит Русское Студенческое Христианское Движение, которое составили люди, отрёкшиеся от миросозерцания «ордена» и вернувшиеся от позитивизма и марксизма к православию.

«В Движении, - пишет Варшавский, - участвовали почти все оказавшиеся в эмиграции представители русского религиозно-философского возрождения начала века: о. С. Булгаков, Н. А. Бердяев, А. В. Карташев, П. И. Новгородцев, В. В. Зеньковаский, С. Л. Франк, П. Б. Струве, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Г. П. Федотов, К. В. Мочульский, Н. С. Арсеньев и Ф. А. Степун. Почти все они в молодости принадлежали к «ордену русской интеллигенции», многие и после религиозного обращения остались орденскими людьми и сохраняли верность реформаторскому духу ордена»[11].  

К слову сказать, сам Варшавский в молодости был масоном, состоял в парижской ложе «Гамаюн»[12]. К сожалению, Владимир Сергеевич не оставил нам своих воспоминаний о своём масонском опыте, но думаю, что его оценки «ордена русской интеллигенции» касаются и масонской его части.

А что же с интеллигенцией подсоветской? По мнению А. И. Солженицына она погибла. На смену ей пришла образованщина. Подлинной интеллигенции предстояло только возродиться.

Смертельные болезни терзавшие нашу дореволюционную интеллигенцию унаследовала и образованщина. Утопическая идейность, кумиротворчество, склонность к квазикультуре, беспочвенность стали её отличительными признаками. Образованщина, как и дореволюционная интеллигенция, выступает носителем «религии самообожествления», сознаёт себя провиденциальной силой общества[13].

Однако часть старой интеллигенции всё же выжила. Одним из самых светлых представителей её был Д. С. Лихачёв. И он уже сквозь опыт трагических испытаний ХХ века иначе видел и состав интеллигенции. Если Федотов не мог видеть в её рядах Феофана Затворника, то академик Лихачёв называет первым русским интеллигентом преподобного Максима Грека, а ещё в интеллигенции Лихачёва: отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, о. Викторин Добронравов, о. Александр Ельчанинов и др. В сознании Дмитрия Сергеевича уже была возможна церковная интеллигенция[14].

Не стану утверждать, что все современные секты созданы нашей интеллигенцией. Среди основателей современных сект мы обнаруживаем людей самого разного происхождения. Далеко не всегда они из интеллигенции и даже образованщины. Например, Порфирий Иванов вовсе не интеллигентского происхождения. Он из самых народных глубин. Но он, лейб-гвардеец 4-го Императорской фамилии полка, в 1917-м заразился революционной лихорадкой в Царском Селе, на митинге, где выступал экзальтированный вождь Февральской революции  - интеллигент Керенский, который падал в обморок во время своих харизматических речей. По всей видимости, Порфирий Иванов уже был призван в армию душевнобольным. Произошла «реакция», плодом которой и стала утопия Паршека. Успех проповеди Порфирия Иванова был обеспечен именно образованско-интеллигентскими кадрами. Московский парапсихолог Эдуард Наумов, журналист «Огонька» Сергей Власов, московский врач, к.м.н. Алексей Катков, столичный физик Игорь Хвощевский именно они должны быть признаны наравне с Порфирием Ивановым создателями его культа. Без их помощи не смог бы Паршек добиться признания в ЦК КПСС и минздраве СССР.

И так во многих сектах. С упорством, достойным лучшего применения, наша интеллигенция множит деструктивные культы. Интеллигенция это группа риска.  Но секты, конечно, наполнены людьми самого разного социального происхождения. И интеллигенция наша разная. Это многогранное явление. Современный исследователь феномена интеллигенции профессор кафедры философии ПСТГУ Виктор Ильич Гидиринский разработал очень интересную классификацию интеллигенции, в которой нашлось место, кажется, всем её цветам и оттенкам. В частности, он выделяет такие типы как: научная, художественная, философская, политическая интеллигенции. А ещё есть подвиды: управленческо-административная, финансово-экономическая, правоохранительная, военно-политическая и др. Но почему-то не нашлось в этой классификации места церковной интеллигенции. Очевидно, она мыслится как часть религиозно-философской интеллигенции[15].

Между тем, церковная интеллигенция разумеется существует. Со своими достоинствами и болезнями. Нам представляется, что явление это всё же светлое. И наше антисектантское движение, оформившееся в виде РАЦИРС, состоит из интеллигенции. Самый интеллигентный из нас, конечно, профессор А. Л. Дворкин. А вспомните каким интеллигентным человеком был приснопамятный протоиерей Лев Семёнов. К слову, его духовная эволюция так характерна: от интеллигента-сектанта к церковному интеллигенту, разоблачавшему секту Муна и прочие культы.

Плод петровских реформ, наша интеллигенция не безнадёжна. Свет Христов просвещает всё, в том числе и русскую интеллигенцию. И эта просвещённая интеллигенция ещё послужит нашей Церкви. В этом смысле мы с благодарностью вспоминаем имя первого русского императора Петра Великого:

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

 

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник

 

А.С.Пушкин. Стансы. 1826

                                                                                                                                      

[1] Русское религиозное возрождение ХХ века. Париж: YMCA-Press. 1991. C.24

[2] Трагедия интеллигенции//О России и русской философской культуре. Сб.М.: Наука, 1990.С.406

[3] Россия и Европа. М.1991.С.405

[4] Борьба с Западом в нашей литературе. Кн.3. К.1898.С.201

[5] Наши окраины//Цветущая сложность. Избр.ст.М.1992.С.168

[6] Интеллигенция и революция//Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Изд.2-е, М.1909.С.160

[7] Истоки и смысл русского коммунизма.М.:Наука.1991. С.17

[8] Религия революции и гибель культуры. Париж:YMCA-Press.1987.С.62

[9] О путях и задачах русской интеллигенции//Из глубины.Сб.ст. о русской революции.М.1991.С.245.

[10] Русское религиозное возрождение ХХ века. Париж: YMCA-Press. 1991. C.330

[11] Варшавский В.С. Незамеченное поколение. М.:Русский путь, 2010. С.121

[12] Серков А.И. История русского масонства 1845-1945. СПб.: Издательство имени Н.И.Новикова, 1997. с.417-418

[13] Солженицын А.И. Образованщина//Публицистика в 3-х т.Ярославль: Верхняя Волга, 1995 Т.1.С.87-132

[14] Лихачев Д.С. О русской интеллигенции//Новый мир, 1993, №2, с.3

[15] См.: Гидиринский В.И. Русская интеллигенция в истории России (социокультурный аспект). М.: МГИ им.Е.Р.Дашковой, 2007. С.8-47.

Протоиерей Алексей Слюсаренко

27 мая 2022 г.

youtu.be  https://youtu.be/8tpgTBrZq30

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы