Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: iriney@iriney.ru
Тел. для связи и приёма информации
8-916-005-7397 (10:00-20:00) Whatsapp Telegram

Научно-практическая конференция посвященная современным деструктивным сектам и культам - 15.10.25

8 октября 2025 г. Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Международной ассоциацией экспертов в области психологии и права (МАЭПП) в смешанном формате провели всероссийскую научно-практическую конференцию «Современные деструктивные секты и культы: правовой, психологический и духовно-нравственный аспекты», посвященную 270-летию Московского университета.

По поручению декана Юридического факультета МГУ, академика Российской академии образования, доктора юридических наук, профессора Александра Константиновича Голиченкова участников мероприятия приветствовал Артем Александрович Еркин, председатель организационного комитета конференции, заместитель декана Юридического факультета МГУ, президент МАЭПП.

С приветствием также выступила Яна Валерьевна Лантратова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.

В конференции приняли участие ученые-эксперты, юристы, религиоведы, психологи, психиатры, лингвисты, преподаватели научно-образовательных организаций, представители правоохранительных структур и духовенства.

Основной доклад подготовил Александр Леонидович Дворкин, всемирно известный специалист по тоталитарным сектам, доктор философии, кандидат богословия, магистр религиоведения, профессор ПСТГУ, президент РАЦИРС, заместитель председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.

С докладами также выступили:

В мероприятии приняли участие более 500 человек.

Вела конференцию Наталия Владимировна Дьякова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, координатор программ дополнительного образования по направлению «Судебная экспертиза» Юридического факультета МГУ, вице-президент МАЭПП.

Благодарим за помощь в организации и проведении мероприятия:

Организаторы благодарят участников и гостей за интерес, проявленный к теме конференции.

До новых встреч!

13.10.2025

Научно-практическая конференция, посвященная современным деструктивным сектам и культам — LAW.MSU.RU

 

Видеозапись заседания научно-практической конференции посвященной современным деструктивным сектам и культам 

 

Доклад: «Роль социальных сетей в пропаганде идей «Международного общества
сознания Кришны» среди российской молодежи»

Сысоева Анна Игоревна,
магистр культурологии, Московский государственный лингвистический
университет, г. Москва, Россия

С развитием социальных медиа и цифровой культуры сформировалось новое поле визуальности, новые способы онлайн-коммуникации и новые формы повседневных практик, связанные с возможностью сконструировать коллективную идентичность. В частности, интернет становится условием формирования социальных сообществ – комьюнити, объединенных едиными целями, интересами и смыслами, которые проявляются в их повседневных коммуникационных практиках. Сегодня конструирование идентичности во многом происходит с помощью социальных сетей; в социальных сетях идентичность и репрезентируется, в том числе и идентичность адептов религиозных сект и представителей деструктивных религиозных движений, в частности, кришнаитов. Сегодня «МОСК» преподносится в социальных сетях как сообщество богатых и «успешных» людей, образ жизни которых, помимо исповедания экзотической религии, мало чем отличается от образа жизни большинства молодежи. Кришнаиты проводят в своих блогах «челленджи», «флешмобы», розыгрыши, активно занимаются сетевым творчеством, мимикрируют под образовательные центры и хобби-клубы, что существенно облегчает вербовку. Делается все, чтобы в массовом сознании образ кришнаита имел как можно меньше общего с религиозным фанатиком и все больше - с общественным активистом, материально обеспеченным и хорошо трудоустроенным. Подобный вербовочный контент быстро распространяется в социальных сетях при помощи рекомендательных технологий, в связи с чем обостряется необходимость комплексного культурологического исследования модификаций кришнаизма в Интернет-пространстве.

Изменения постигли и форму проповеди - теперь контент на религиозную тематику не просто выкладывается блогером-проповедником в Сеть, но и сопровождается отчетом, сколько человек посмотрело материал, сколько новых подписчиков пришло. Блогеры делятся с аудиторией секретами настройки веб-алгоритмов таким образом, чтобы проповеднический контент увидело как можно больше людей.

Помимо уже вышеупомянутой практики флэшмоба, говоря о кришнаитах, можно привести такие практики, как создание интернет-мемов с юмором, понятным «только своим», создание цифровых изображений на религиозные темы, создание стикерпаков для мессенджера «Телеграм». Иными словами, в Интернете репрезентация идентичности кришнаитов происходит главным образом через сетевое творчество, а не через, например, трансляцию богослужений. Впрочем, по состоянию на 2025 год, когда стали активно развиваться нейросети, кришнаиты стали прибегать к их использованию для быстрого создания картинок по теме.

Не обошла стороной культуру кришнаитов и такая практика геймификации, как введение маскота. Введение маскота позволяет повысить уровень лояльности к бренду, закрепить доверие к нему. Последнее актуально, если речь идет о закрытом сообществе верующих. Так, в закрытом канале кришнаитов в мессенджере «Telegram» летом 2025 года фигурировал персонаж по имени Бхакта Мусика - антропоморфная мышь-кришнаит.

Но что всегда оставалось неизменным в кришнаитской традиции – это акцент на гастрономическую ее составляющую, вплоть до того, что еда возводится в культ. Запечатленный в кришнаитском блоге процесс приготовления пищи представляет собой ритуал в буквальном и в переносном смыслах слова. Процесс приготовления пищи, как и будущее блюдо, должен выглядеть красиво и приносить удовольствия не менее, чем его поедание, что всяким образом подчеркивается в визуальных репрезентациях. Здесь уместно утверждать, что в социальных сетях идоложертвенная пища подвергается гламуризации. У потребителя контента, таким образом, подсознательно формируется представление о кришнаизме как о «красивой» религии. Таким образом они манифестируют свое желание интегрироваться в общество.

Пресс-служба РАЦИРС и ЦРИ

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы