Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Иерей Михаил Макаров: «Вера всегда сильнее безверия, даже если эта вера ошибочна» - 21.03.15

Иерей Михаил Макаров: «Вера всегда сильнее безверия, даже если эта вера ошибочна»
 

В прошлом номере газеты мы говорили о нетрадиционных религиозных сообществах как о явлении. Сегодня продолжаем тему, обращаясь с вопросами наших читателей к клирику храма Рождества Богородицы иерею Михаилу Макарову, преподавателю курса «Духовная безопасность» автозаводского Центра изучения Библии.

Нужно ли православным вступать в дискуссию с сектантами? Если да, то где лучше встречаться с ними? Идти к ним, приглашать к нам или на нейтральной территории?

— Каждым делом должны заниматься профессионалы. Поверхностного образования совершенно не достаточно для того, чтобы вести полемику с представителями нетрадиционных религиозных движений. Поверьте мне, среди них — высокопрофессиональные люди, которые имеют соответствующую специальную подготовку на привлечение новых членов. Они заучивают Священное Писание наизусть. У нас не всякий кандидат богословия так знает Священное Писание, как знает их рядовой вербовщик.

Не стоит состязаться с представителями новых религиозных движений в знании Священного Писания. В любом случае проиграете. Задавят цитатами. Я ручаюсь, что они за пять минут смогут доказать неподготовленному человеку, что черное — это белое, белое — это черное. И на человека, который не является профессионалом в работе с ними, это произведет впечатление, ему нечего будет возразить.

В нетрадиционных религиозных сообществах используются разнообразные методики вербовки, привлечения. Но это уже вопрос скорее психологии, нежели богословия. Достаточно вспомнить уличную гадалку. Каждый человек думает: «Да ну, ко мне не подойдет, я никогда не пойду на это». В результате подходит, и 99 процентов людей остаются с пустыми карманами, удивляясь потом: «А что же со мною такое было?» И это пример работы даже не профессионала, потому что гадалки руководствутся просто интуицией. Здесь же работают профессионалы серьезные. Поэтому я бы категорически не рекомендовал связываться с ними.

Как себя вести при встрече на улице с представителями нетрадиционных религиозных сообществ?

— Во-первых, надо понимать, что задача любого уличного вербовщика — не в чем-то вас убедить, не познакомить с доктриной своей группы, с ее вероучением. Его задача абсолютно иная: затащить вас на собрание. И для этого он пойдет на все.

Остановите любого из вербовщиков на улице вопросом: «Скажите, как вы относитесь к Православной Церкви?» Он минут пять будет рассказывать, как он любит Православную Церковь, что он на самом деле «очень православный», что они с православными дружат. В конце разговора он обязательно добавит: «Приходите к нам на собрание, и мы вам все расскажем и докажем, что мы православные». (На мой взгляд, это свидетельство того, что у нас в России православие все-таки победило. Это очень радует, поскольку под него вынуждены маскироваться подобные граждане.) Но когда вы придете на собрание, там уже вступят в действие другие механизмы, очень серьезные. Уверяю вас, через два часа пребывания у христиан веры евангельской, баптистов, иеговистов и тому подобных вы уже будете им подпевать.

Кроме «собрания» могут звучать другие формулировки, самая распространенная из которых сегодня — «посетите наш семинар». Вы услышите, например: «У нас проходит семинар, к нам приехал специалист из США, который проведет бизнес-тренинг…» и т. п. Помните, что за всеми этими словами стоит основная задача — привести вас на встречу.

Очень часто они используют свои специфические переводы. Например, у свидетелей Иеговы есть свой перевод «Нового Завета». Адвентисты седьмого дня тоже имеют свой перевод Священного Писания.

Мне приходилось разговаривать со свидетелями Иеговы. Начинаем беседу: «Давайте с вами изучать Священное Писание». Я соглашаюсь: «Хорошо, давайте». Они достают книгу «Как правильно понимать Священное Писание» и начинают мне по ней рассказывать. Я говорю: «Так. Стоп. Мы чем с вами занимаемся?» — «Изучаем Библию». — «Что у вас в руках?» — «Ну, здесь же все написано». — «Мы что изучаем?» — «Библию». — «У вас что в руках? Где Библия?»… Понимаете, происходит разговор слепого с глухим.

Вываливать сразу на вашего собеседника всю имеющуюся у вас аргументацию не стоит. Если вы считаете, что сейчас ему откроете богооткровенные истины, — он уже все это изучал в своей школе теократического служения, вся ваша аргументация разобрана до мелочей, у него подготовлена контраргументация, которую он выучил наизусть. И когда он вам ответит, вы будете обезоружены и растеряетесь.

Следующее, что необходимо знать и понимать. Есть такие термины, как «подмена понятий» и «эзотерический разрыв». «Эзотерический разрыв» обозначает, что никогда члены нетрадиционных религий не говорят ничего полностью. Представьте, что к вам на улице подошел человек и сказал: «Дорогой мой, пойдем к нам в нашу классную секту. Через месяц ты нарушишь все свои социальные связи, уйдешь из дома, бросишь институт, продашь свою квартиру, все деньги принесешь нам, будешь питаться одной травой, уедешь в деревню, будешь регулярно медитировать и выходить в астрал и, наконец, будешь поклоняться нашему великому вождю».

Если бы представители этих сообществ говорили именно так, у нас бы к ним не было никаких претензий — в конце концов, свободу выбора никто не отменял. Но на том бы и закончилось существование этой группы. Поэтому они не называют вещи своими именами, а действуют по-другому. Процесс усвоения доктрины, учения группы происходит постепенно. Как только человек проходит одну ступень, ему сразу подсовывают другую, третью, четвертую…

И вот наступает момент, когда он добирается до десятой ступени. Если бы на первой ему сказали то, что скажут на десятой, ему бы стало плохо, он бы убежал сломя голову. Но теперь он уже подготовлен и воспринимает все как само собой разумеющееся.

Когда к нам такие люди подходят, мы должны вспомнить, что мы — православные христиане. Спокойно читайте молитву Иисусову про себя. Не забывайте этого. А еще лучше, если подошли они к вам, стали что-то рассказывать, прочитайте им вслух наш Символ веры. Свидетелям Иеговы задайте вопрос: «Иисус Христос — это Бог. Согласны с этим?» — «Нет, не согласны». — «Спасибо, нам с вами не по пути».

Если вы видите, что они обрабатывают какого-то человека или молодую девушку, то, я думаю, долг мужчины — подойти и сказать этой девушке: «Осторожно, это сектанты». Они сразу возбудятся. На них не реагируйте, скажите: «Хорошо, спасибо, до свидания». Постарайтесь помочь не им, а тому человеку, которого они пытаются завербовать. Я так советую поступать православным христианам и уверен, что Господь им за это воздаст.

Как спасти своего родственника или друга, попавшего в секту?

— Это самый сложный вопрос, который чаще всего задают. Нужно четко понимать: если кто-то попал в эту закрытую тоталитарную организацию, прежде чем пытаться его спасать и вытаскивать, нужно самому ответить на вопрос: «А в какой мере я сам являюсь верующим человеком?» Поверьте мне, 90 процентов тех, кто обращается с просьбой о помощи, являются людьми далеко не церковными. Они говорят, что утратили всякие связи со своим ребенком (чаще всего), у них идет с ним полемика. Я поясняю: «Понимаете, у вас полемика между верующим и неверующим. Так вот верующим в данном случае являетесь не вы. Верующий — он».

Вера всегда сильнее безверия, даже если эта вера ошибочна, неправедна и не истинна. Поэтому прежде всего станьте вы верующим человеком, обратитесь ко Христу, и вот тогда мы посмотрим, какая же вера истинная, какая же вера правильная. Когда будет диалог между двумя верующими людьми, тогда Господь непреложно засвидетельствует Свою истинность. Это основа.

Второе. Самое главное для православного христианина — молитва. Мы даже не знаем одной тысячной доли силы молитвы. Дома келейно можно молиться за всех. Сила молитвы очень велика.

Последнее, на что обращаю внимание. Нельзя сбрасывать со счетов социальную составляющую. Когда дети попадают под влияние какого-нибудь сообщества, обратитесь к услугам социальных структур, правоохранительных органов. Если под влиянием оказываются больные, инвалиды, психически нездоровые люди, обязательно прибегните к услугам соответствующих структур. Правоохранительные органы этим занимаются, адвокаты.

Самое главное — то, с чего я начал. Станьте вы верующими людьми — и Господь обязательно поможет.

Павел Молоштан

19 марта 2015 года  16:47

Официальный сайт Нижегородской митрополии   http://www.nne.ru/pub.php?id=1130

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы