Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Алексия II,
занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов

Тел./факс: +7-495-646-71-47      
E-mail: [email protected]
Тел. для связи и приёма информации
+7-995-505-43-42 (10:00-20:00)

Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, а к его страстям - 08.04.16

Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, а к его страстям

Конечная цель любой сектантской организации – контроль над многими, а в идеале над всеми сферами жизни человека. Сектанты приносят в жертву секте свое здоровье, имущество, а иногда и свою жизнь.

В том, какую опасность таят в себе секты, довелось убедиться воочию, когда жертвой одной из них стала племянница моей приятельницы. Для красивой, успешной девушки, окончившей с золотой медалью школу и поступившей в вуз, оказалось чужим все, что было в ее жизни, – близкие люди, друзья, интересы, нравственные ценности. Семья в буквальном смысле теряла ее и не знала, что делать. Было это в 90-х годах, когда вместе с мощной советской державой рухнули в одночасье все ее идеалы и освободившуюся духовную нишу заполнили различные псевдорелигиозные организации. Они действовали открыто, легально. Сегодня по оценкам специалистов в мире от нескольких сотен до нескольких тысяч сект.

Предлагаем вам интервью с экспертом в области деструктивного сектантства, руководителем регионального отделения центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, преподавателем Саратовской православной духовной семинарии, священником Александром Кузьминым. Проблемой сект он занимается уже двадцать лет. Этой теме была посвящена его дипломная работа, впоследствии она легла в основу кандидатской диссертации и, в конечном итоге, определила направление дальнейшей деятельности.

– Отец Александр, прежде, чем приступить к теме нашего разговора, давайте определим само понятие слова «секта».

– По своему происхождению слово «секта» означает нечто отделенное, отсеченное от целого, и эта часть от целого начинает ему противопоставлять себя. В случае религиозных сект – это организации, которые противопоставляют себя основной, культурообразующей религии, от которой они произошли. Для России такой религией является христианство, и многие секты в своем учении противопоставляют себя христианству и Церкви или маскируются под него. Секты в России существовали всегда, как и во всем мире. Однако секты можно разделить на два основных вида – на классические и деструктивные. Я занимаюсь изучением деструктивных сект. Они в основной своей массе появились в середине XX века и от классических отличаются тем, что членство в них наносит вред человеку на трех основных уровнях – на уровне самого индивида, когда идеи и мировоззрение секты меняют человека и его сознание до патологических проявлений в поведении, на уровне семьи, когда членство в секте является причиной распадения семей, чему предшествует все чаще возникающие непонимание, скандалы, обиды, а как следствие – разводы, дележ детей и имущества, отчуждение имущества в пользу секты, и на уровне всего общества, когда секты причиняют вред государству, устоям, культуре и духовности того народа, где ведут свою вербовочную деятельность.

Деструктивные секты появились на основе оккультизма, магизма, астрологии и эзотерики в начале XX столетия, на базе теософского движения, ориентированного на получение некоего нового знания, новой веры. Деструктивные секты – это организации, в которых нарушаются свобода и права человека, включая право на получение информации о той организации, членом которой ему предлагается стать. Тем, кого пытаются привлечь в эти секты, всей правды об их истории, основателях и подлинном вероучении не сообщают. Распространение своего учения и вербовку новых членов они ведут назойливо, путем сокрытия информации, обмана, с применением специальных методик психологического воздействия.

– Как сказал в одном из телевизионных интервью митрополит Волокамский Илларион, Господь стучится в двери наших сердец, Он не вламывается в нашу жизнь, как это делают секты. Он приглашает нас к Себе, не нарушая нашей свободы.

– Это действительно так. В Церкви нет никакого насилия над человеком, над его убеждениями. А в секты ведь никто сам не приходит, в секты приводят, вовлекают, причем нечестными способами. Они могут маскироваться под что угодно. Уловок у вербовщиков деструктивных сект масса, и фасад секты всегда обманчив. Например, вас могут пригласить на семинары и фестивали по вопросам семейной жизни (это будет секта Муна), на курсы по изучению Библии (Свидетели Иеговы), на курсы по бесплатному изучению английского языка (мормоны), на различные психологические тренинги карьерного роста или разрешения проблем в сфере общения или бизнеса (секта сайентологии), на семинары по вопросам педагогики и медицины (секта Акбашева) и т.д. Могут заявлять о себе как о реабилитационном центре, детском саде, кружке рукоделия и фитнес-центре. Существует целый религиозный маркетинг – слаженный, со своей инфраструктурой, «карманными» журналистами, политиками, адвокатами, учеными-экспертами…

– Не делал из этого секрета лидер сайентологов, писатель-фантаст Рон Хаббард, когда говорил, что чтобы заработать миллион долларов, надо не романы писать, а создать собственную религию.

– Под видом религии, каких-то идеологий человека заманивают в полукриминальное общество, главная цель которого власть и деньги. Сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но вполне с определенными целями – господствовать над душами людей. Почему секты, о которых мы ведем речь, и называются деструктивными. Они, как я уже сказал, наносят вред на уровне индивида, семьи, общества, и в конечном итоге направлены на разрушение традиционной российской культуры, исторических традиций. И вред этот наносится вследствие применяемых этими сектами способов обработки сознания человека. Людей, вовлекаемых в секты, окружают таким гипервниманием, такой гиперлюбовью, что они забывают, зачем туда пришли. Есть даже специальный термин в одной из сект – «бомбежка любовью». А если вспомнить, что мы живем в обществе, которое отличается дефицитом внимания и любви, то все это приводит к тому, что человек испытывает жажду быть любимым и востребованным, что и находит в секте, кидаясь на суррогат любви. Новичка ни на минуту не оставляют наедине со своими мыслями, переживаниями. Это так называемый «метод сэндвича» (тоже сектантский термин), когда два сектанта постоянно находятся рядом с вербуемым, не оставляя его ни на минуту один на один со своими мыслями, которые могут привести к критике секты и всего того, что ему там с воодушевлением говорят. Сектанты убеждают вас, что готовы помочь найти выход из любой вашей проблемы и сделать вас счастливыми. Но вы им нужны, пока с вас можно что-то взять. Секта ничего просто так не дает и обязательно попросит что-то взамен. Взамен она забирает вашу волю, ваш разум, интеллект, вашу веру, может забрать вас из семьи и все ваше имущество, включая психическое здоровье и семейное благополучие. И самое обидное для людей – они впустую теряют там свое время. Есть секты, где пожертвование квартиры секте обставляется как некий религиозный праздник, человеку, решившемуся на такой шаг, дарят дорогие букеты цветов, покупают большущий торт, молятся вместе с ним «об укреплении веры», убеждают в том, что этот поступок достоин уважения…

Сектантов, использующих при вербовке в свою секту методику агрессивного маркетинга, можно сравнить с цыганкой на рынке. Только цыганка, получив деньги, от вас рано или поздно отстанет, а сектанты никогда не успокоятся сами, потому что им нужны, как я уже говорил, ваша воля, все свободное и не свободное время, ваши руки и ноги, личный автотранспорт, ваши сбережения, недвижимость, чтобы вы работали на секту, вас будут убеждать привести в секту и ваших детей, постоянно и навязчиво приглашать ваших родителей, друзей, коллег. Статистика 90-х годов свидетельствует, что каждый десятый бомж в Москве был сектантом, но оказался на улице, потому что секта отняла у него квартиру и все, что у него было.

– Как мне помнится, тогда был настоящий всплеск сектантского движения. Представители сект останавливали людей на улицах, ходили по квартирам, не останавливались ни перед чем. Сейчас этого нет. Сект стало меньше?

– Сект не стало меньше. Просто они перешли к новому этапу своего развития, качественно иному уровню своей деятельности. Они укрепились, укоренились и с улиц перебрались в офисы, в коридоры власти, в СМИ, Интернет-пространство, на телевидение, в медицину и педагогику, армию и общественные структуры. Сегодня у них есть своя недвижимость, свои журналисты, адвокаты, свои лоббисты в политических кругах. Они используют новые технологии. Секты вербуют нашу молодежь с помощью социальных сетей. Сектанты идут в школы и вузы под видом борцов с наркоманией, с экстремизмом, даже с сектами, под видом проповедников нравственности. Они берут, как знамя, все что модно, злободневно в данный момент для нашего общества. Любой кризис, нестабильность приводят к активизации сектантского движения, потому что в этот период люди находятся в состоянии социальной аномии и наиболее уязвимы перед новой идеей, оптимизмом религиозного мировоззрения или новой психологической методикой.

– Кризисы, нестабильность в обществе – один из факторов для образования благоприятной среды в деятельности сект. Существует много и других, в том числе связанных с характером, наклонностями человека. Но что, на ваш взгляд, определяет в первую очередь их удивительную живучесть даже в такой стране, как наша, не потерявшей за долгие годы безверия своих крепких православных устоев и традиций? Мы с ними плохо боремся? У нас плохие законы?

– Ни то, ни другое. «Русь крещена, но не просвещена», – писал русский писатель Лесков. Первая и главная причина в жуткой безграмотности нашего населения. У нас в стране, наверное, процентов восемьдесят граждан крещенных, а тех, кто знает, в чем великий смысл и содержание этого Таинства, тех, кто знает православное вероучение, кто следует в своей жизни христианским заповедям, исповедуется, причащается, и двух процентов не наберется. У нас абсолютно безрелигиозное общество, общество потребителей и сектанты этим пользуются. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, а к его страстям, к подсознанию.

Православный христианин, живущий церковной жизнью, имеющий своего духовника, читающий святых отцов и Евангелие, живущий духом Евангелия, никогда не окажется в сектантской ловушке. Он открывает и находит свои ценности, обретает жизненно важные для него истины в Евангелии и если ему что-то непонятно, то он задает вопросы своему духовнику, а не кому попало на каких-нибудь форумах в Интернете. А когда человек начинает искать истину там, где ее нет, то все это обязательно заканчивается разочарованиями, а иногда и страшной трагедией. За каждой деструктивной сектой тянется длинный и кровавый шлейф скандалов и человеческих страданий. Вот что дает не только секта, но и увлечение оккультизмом, магией, астрологией, а в целом потребительское отношение к жизни. Никто не говорит о том, чтобы человек был аскетом, не обставлял свой быт какими-то материальными благами, удобствами. Речь идет о том, что когда на первое место в жизни человека ставится не Бог, а что-то другое, особенно же когда на место Бога ставится лидер секты, который не редко оказывается наркоманом, педофилом, мошенником или маньяком.

– В ходе подготовки к этому интервью с удивлением узнала, что после победы Октябрьской революции в 1921 году появился проект ближайшего соратника Ленина, государственного деятеля Бонч-Бруевича о необходимости поддержки большевистским правительством любых форм сектантства. Сектанты тогда воспринимались как потенциальная опора нового богоборческого режима. То есть уже тогда, в то далекое время, религиозный фактор был одним из инструментов в политической борьбе и достижении геополитических интересов. Сегодня не секрет, что некоторые секты управляются западными спецслужбами, что за ними стоят крупные финансовые империи, стремящиеся получить власть над миром.

– Что далеко ходить. Сегодня ярким образчиком того, что могут сделать со страной секты, является некогда наша Украина. Первый Майдан – это результат тех сектантских усилий, которые прилагались в этой стране, не без помощи Запада. И когда мы высказываем свою обеспокоенность по поводу разрушительной деятельности деструктивных сект, мы имеем в виду прежде всего наших детей, нашу молодежь, которых они вербуют. Именно они в первую очередь находятся в группе риска в силу сложившейся неустойчивой ситуации в нашем обществе, нарушения повседневного порядка жизни и имеющихся социальных проблем. Хорошо хоть, что наши политики и правоохранители сделали, наконец, соответствующие выводы и стали принимать меры по борьбе с деструктивными сектами в России. Немаловажную роль в этом сыграла и наша Церковь, которая до недавнего времени по сути одна боролась с сектами на всем постсоветском пространстве.

– Каким образом?

– Церковь забила тревогу с конца 80-х годов, когда сектанты лавиной хлынули на улицы наших городов, после падения «железного занавеса». Церковь стала информировать людей об опасности сектантства, говорить об этом с молодежью, с журналистами, с правоохранительными органами, занималась просвещением и реализовывала социально-направленные проекты, объектом которых были незащищенные слои населения, и делает это до сих пор со все возрастающими темпами и на качественно ином уровне, более высоком и технологичном. В начале 90-х годов по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в столице был создан наш Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея, Епископа Лионского, занимающийся проблемой сект. В ряде городов, в том числе и в Саратове, открылись его региональные представительства. В Саратове отделение центра существует уже двенадцать лет.

– Расскажите, пожалуйста, о его деятельности.

– Мы занимаемся сбором, анализом и предоставлением информации о деятельности деструктивных сект и предоставлением этой информации самой широкой аудитории в качестве профилактических мер, направленных на предотвращение попадания людей в секты, оказываем помощь людям, пострадавшим от сектантской деятельности, и их родственникам. В секту легко попасть, но очень трудно выйти. Наши специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической. Человек оказывается в полной зависимости от вероучения секты, от указаний ее лидеров и учителей, его в буквальном смысле зомбируют. Наш основной принцип в этой работе – настоящая любовь близких, если ее нет в семье, то в случае столкновения с сектой она обречена, именно настоящая, неподдельная любовь должна победить ту псевдолюбовь, которую показывают человеку в секте фальшивыми улыбками и напускной плаксивостью. Мы работаем в тесном взаимодействии со всеми здоровыми силами нашего общества. Однако тех, кто занимается проблемой сект, в России немного, и большинство из них входят в нашу Российскую ассоциацию центров изучения религии и сект (РАЦИРС), которую мы создали ровно 10 лет назад. К нам за помощью обращаются люди из других городов и даже стран.

– С чем это связано, что специалистов по сектам так мало?

– Тема не из приятных. Ведь это горе и страдания тех, кто стал жертвой сект, и их отчаявшихся близких, постоянное участие в судебных процессах по защите прав пострадавших от сект – не у всех выдерживают нервы, да и дохода это никакого не приносит.

– Суды выигрывали?

– За всю деятельность нашего центра по всей России не было ни одного проигранного судебного процесса. Законы у нас есть и они неплохие, проблема в другом. За помощью к нам обращаются, пострадавших десятки, но мало кто идет на то, чтобы предать огласке факты разрушительной деятельности сект.

– Боятся?

– Не верят в действенность наших властей, в то, что за этим последует какой-то результат. А напрасно.

– В завершении нашего разговора, какие советы самозащиты от сект Вы бы дали?

– Как я уже говорил, чтобы не попасть в секту, нужно быть религиозно грамотным человеком. Если человек далек от христианства, надо вооружиться информацией, которую сегодня можно легко найти в Интернете. И что очень важно, необходимо быть внимательными к своим близким людям, находиться с ними в доверительных и тесных отношениях. Ведь сейчас спроси любого родителя – какие сайты читает их ребенок, какие фильмы смотрит – никто ведь не ответит. А если вы заметили кардинальные изменения в поведении близкого человека и у вас возникли подозрения, что он может быть в секте, звоните, приходите к нам в центр, заходите на наши сайты. Мы постараемся вам помочь консультационной, юридической, психологической поддержкой. Наши контакты: тел. (8452) 25-22-12; www.anticekta.ru; адрес электронной почты – [email protected]

Наталья Абрамова

5 апреля 2016

Религиовед.Ru  http://religioved.ru/?p=749

Обсудить данный материал вы можете в Telegram-канале А. Л. Дворкина.




Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!


Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.


Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!


Заранее - огромное спасибо!


А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского



Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы