Если Ваша школа становится целью культа?! - 26.11.14
Недавно одна коллега психолог обратилась с вопросом по ситуации, когда культ пытается проникнуть в школу. Тема интересная, т.к. я в начале 2000-х годов с коллегами столкнулся с группой самарских школ, которые были под контролем одного корейского деструктивного культа. Получил неплохой опыт работы в таких ситуациях.
Давайте сначала посмотрим для чего, кого и как вербуют в школе культы и авторитарные группы?!
Объектами интереса культа в школе могут быть:
-
школьники, через которых вербуют родителей (типичная тактика Свидетелей Иеговы и различных авторитарных групп);
-
сами школьники, как будущие адепты культа/организации (типичная тактика мунистов, Нового Акрополя (с их газетой "Форторчка"), Мухариши с его ТМ, Синтона и саентологов);
-
учителя и персонал школ, через которых вербуют школьников (мунисты, авторитарные группы, психокульты, саентологи);
-
имущество школы (в качестве помещений для проведения культовых мероприятий - в основном интересны для психокультов и авторитарных групп).
Есть культы, которые специализируются на молодежи (в основном на старшеклассниках и студентах первых курсов). Есть культы у которых выросла молодая поросль культистов и те в школах ведут свою "духовную работу по спасению язычников".
Три самых любимых представителей школы, которых предпочитают вербовать для "захода в школу":
-
директор школы (после вербовки или обмана, запускает учителей на "переподготовку", школьников слушать "лекции", предоставляет помещения культу для мероприятий и т.п.);
-
завуч (обычно вербует других учителей или прикрывает от критики вербовку "молодых истинных христиан" + запускает всяких "псевдолекторов");
-
школьный психолог/орговик-затейник (хоть ставки психологов в школах были уничтожены, как не нужные (Самарская область тому пример, где считают, что "казаки" или "священники" будут лучше детского психолога), но люди с пси образованием там остались. Обычно они занимаются всяким факультативом, дополнительным образованием для школьников и учителей. Фактически они могут под благовидным предлогом провести первое культовое мероприятие.
Важно понимать, что почти все "неправильные организации" (в т.ч. радикально националистические) на данный момент мимикрируют под:
-
просветительские лекции (Саентологи "борются с наркоманией например, Свидетели Иеговы любят вести лекции о сексуальном воспитании и т.п.);
-
военная реконструкция, спортивные секции и патриотическое воспитание (здесь любят гнездиться националистические группировки и неоязычники);
-
семинары и тренинги по психологии (тут любят резвиться всякие "гуру-психологии-энергетики" и т.п. от Лайфспринга (с детским лидерством) до мунистов с их книжками "Мой мир и я", кончая мелкими авторитарными лидерами);
-
просветительский региональный туризм и услуги по проведению каникул (тут совмещая отдых, туризм ("святые места", "места силы" и т.п.) и каникулы работают те же психокульты и авторитарные группы. В Самаре у ряда организаций, которые занимаются созданием "людей новой эры", есть свои пионерлагеря, куда областная власть (часто по не знанию или "закрытию глаз") отправляет школьников на отдых и "духовное развитие").
Самое сложное в этом разнообразии, что культы удачно прячутся среди нормальных организаций, которые оказывают подобные услуги. Как их определять и т.п. это не тема моего поста, но на самом деле: критическое мышление + гугл Вам в помощь. :)
Часто с ситуацией, когда культ начинает заходить в школу, сталкивается кто-то из учителей или родителей, которым хватает критического мышления засомневаться и понять, что "дело не чисто" (см. дополнительно "Если работодатель посылает на тренинг в культ?"). Что делать им?
Есть разные варианты действий, как правового, так и не правого характера. Основная развилка возможностей идет от Вашей позиции в школе: Вы родитель или сотрудник?
В первом случае у Вас риск потерять место учебы и возможные расходы на юристов. Во втором случае Вы можете потерять место работы и так же возможны расходы на юристов.
Есть большой плюс, что директора и заучи бояться "шума" и скандалов, а так же вышестоящих чиновников. Учителя, если они не адепты со стажем, боятся директоров школ и завучей.
Помимо этого есть четыре силы, которые могут сильно повлиять на любую школу:
-
СМИ/интернет - веерная рассылка анонимных обращений по почте в СМИ и журналистам по теме "культ захватывает школу", аналогично по разным блоггерам или просто постите сами, используя название школы, адрес и фио руководства + желательно какую-либо фактуру - фотки, видео запись и т.п. Нет ничего хуже для местного Министерств образования, чем запросы журналистов в школу или их пресс-службу. Важно чтобы другие родители до этого уже слышали об этой проблеме, т.к. "журналисты начнут копать и не найдут ничего";
-
Местные чиновники из Минобра/Депутаты - рассылка анонимных обращений и жалоб в вышестоящие ведомства и местным депутатам уровня города и области, в чьем округе находится школа;
-
Местные религиозные общины (речь о традиционных религиях) - часто у представителей РПЦ или Ислама (все зависит от специфики Вашего района) есть куда больше возможностей донести всю проблему и значимость до местной власти и СМИ. Здесь придется распрощаться со своей анонимностью конечно.
-
ФСБ (отдел по "Борьбе с терроризмом)/Департамент "Э" МВД/Прокуратура - заявления и жалобы на проникновение культов и т.п., но тут важно проконсультироваться с юристом, т.к. часто требуется, чтобы Вы сначала сами пытались получить объяснение от школы или работодателя (если Вы сотрудник школы) официально, а только потом жаловаться правоохранителям. ФСБ и МВД часто могут подключить негласно к Вашей проблеме внимание СМИ или решить по внутренним каналам с местным Минобром.
Если Вы родитель, то Вы можете еще известить других родителей об опасности. Тут можно и разыграть полуанонимность (если у Вас есть email всех родителей, а так часто бывает, что есть этот список), то можно отправить себе анонимное письмо, а другим родителям его переслать со словами "Вот пришло письмо, не знаю верить этому или нет, но важно проверить или быть предупрежденным на всякий случай".
Так же можно анонимно обклеить столбы вокруг школы с темами "про культ и опасность в таком то классе", но если Вас за это поймают, то будет масса проблем. Разложить под дворники авто во время родительских собраний листки бумаги и т.п.
Важно помнить, что пока Вы анонимны, то по Вам не может работать культ или завербованные им коллеги. Давить на Вас и т.п. Если Вы начинаете публично бороться с культом, то нужно понимать последствия.
Большая часть культов и всяких "псевдо-гуру" имеют "хорошую репутацию", ООО и т.п. Любой конфликт очень легко довести до суда и дальше начать Вас "долбать" в суде. Хорошая новость, что коллеги из саратовского РАЦИРС, помогают юридическими советами в таких случаях. Но лучше иметь возможность нанять адвоката или юриста, либо действовать через внешние силы, знакомых чиновников и т.п.
Так же важно помнить, что часто отсылая официальную жалобу в Минобр, школа получает от них требование отписаться и копию жалобы (!). Если Ваши дети в выпускных классах, то они могут стать заложниками ситуации, а если Вы учитель предпенсионного возраста, то Вас могут "прославить" для других школ и уволить.
Однако соблюдая анонимность и создавая громкий шум Вы в 99% вышвырнете культ в процессе захода из школы. А вот если культ плотно завербовал руководство школы, и у них есть покровители из Минобра (как например в Москве саентологи чувствовали себя вольготно, контролируя ряд крупных муниципальных чиновников от образования), то это будет куда сложнее.
В очень редких случаях будет достаточно откровенного и нормального общения с руководством школы, но такие варианты тоже срабатывают. Часто руководство школ и учителя даже не подозревают, что работают с культом или радикальной организацией.
Лично я против любых религиозных (даже против "основ православной культуры"1) и псевдо-психологических организаций в школах. Школа должна быть территорией образования, а не вербовки.
Спасибо Л.А. за общение, которое мотивировало написать эту заметку. :) И помните, что "Зло никогда не выглядит злом"!
Михаил Вершинин
23 ноября 2014 г.
Социальная психология в действии! Блог о социальной психологии малых групп, поведенческой экономике, манипуляциях и деструктивном поведении http://www.felicidad.ru/2014/11/blog-post_23.html
1 К сожалению, автор этого весьма полезного материала не понял, что "Основы православной культуры" - культурологический, а не религиозный предмет - ред.
Дорогие друзья, посетители нашего сайта - самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!
Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.
Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!
Заранее - огромное спасибо!
А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского
Для выбора способа пожертвования, щёлкните по нужной иконке справа от суммы